Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белоруссия может утратить независимость

© коллаж ИноСМИболоруссия
болоруссия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российское лицемерие, критическая позиция европейских структур и США после событий 19 декабря - составляющие тяжелого внешнеполитического положения Белоруссии, перед которой встает угроза потери независимости. События, произошедшие в Белоруссии в декабре прошлого года во время и после президентских выборов, кардинально изменили ее международное положение.

Российское лицемерие, критическая позиция европейских структур и США после событий 19 декабря - составляющие тяжелого внешнеполитического положения Белоруссии, перед которой встает угроза потери независимости. События, произошедшие в Белоруссии в декабре прошлого года во время и после президентских выборов, кардинально изменили ее международное положение. Как же выглядит оно сейчас, по прошествии почти месяца после «Кровавого воскресенья»?

Единственная отдушина для официального Минска

В начале немного позитива. На сегодняшний день, пожалуй, единственной отдушиной для официального Минска остались страны так называемого «третьего мира» вроде Ирана, Китая и Венесуэлы, не говоря уже про Казахстан и другие Центральноазиатские республики бывшего СССР. Они в принципе не могли увидеть ничего предосудительного в силовом подавлении оппозиции. Поэтому на данном направлении никаких проблем не должно быть. Возникает, однако, вопрос, способен ли этот вектор компенсировать убытки на других направлениях? При всех действительно довольно существенных достижениях последних лет, положительный ответ на него выглядит все же значительным преувеличением. Между тем указанные потери будут почти неизбежными, потому что во взаимодействии с основными внешнеполитическими партнерами, как на Востоке, так и на Западе, встают огромные проблемы, хотя и разного порядка.

Разочарование в Брюсселе результатами «выборов»

То, что произошло и продолжает происходить, оказало наибольшее, причем совершенно негативное влияние на отношения с объединенной Европой. Этого надо было ожидать, так как именно Евросоюз приложил больше всего усилий, чтобы хотя бы немного приблизить нашу страну к цивилизованному состоянию. Соответственно, тем большим стало разочарование в Брюсселе и других европейских столицах. Почти сразу же свое категорическое неприятие действий белорусского руководства высказал ряд известных политиков. Совмсетно с Государственным секретарем США Хиллари Клинтон с заявлением, осуждающим насилие после выборов в Беларуси, выступила и Высокий представитель Европейского союза по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон. Как представляется, наиболее заметным была совместная статья в The New York Times министров иностранных дел Германии, Польши, Швеции и Чехии. Они отметили, что после произошедшего отношения между ЕС и Александром Лукашенко не смогут остаться прежними.

В начале нового года ЕС начал переходить от слов к делу. Как обычно, «застрельщиком» выступил Европейский парламент. 12 января состоялось заседание комитета по иностранным делам с участием других структур и ряда представителей белорусской оппозиции. По его итогам сделано заявление, в котором изложены призывы к Евросоюзу. Последний должен ввести запрет на въезд и заморозить счета тех чиновников, которые 19 декабря участвовали в насильственном подавлении; усилить финансовую поддержку гражданскому обществу и независимым СМИ; увеличить помощь студентам, исключенным из университетов за участие в мирных протестах; снизить визовые сборы для белорусских граждан и отменить их для студентов, ученых и людей искусства; пересмотреть межпарламентские отношения с Национальным собранием, в том числе в контексте «Евронеста». Очень вероятно, что 31 января Совет Евросоюза согласится с этими предложениями, если, разумеется, белорусские власти не прислушаются к призывам.

Сергей Мартынов стремится спасти репутацию белорусской власти

К сожалению, надежд на это практически нет. Об этом свидетельствуют высказывания министра иностранных дел Сергея Мартынова, сделанные в ходе его недавнего посещения Брюсселя. Несмотря на то, что визит состоялся по инициативе белорусской стороны, что свидетельствует о нежелательности для властей введения санкций, он пытался убедить руководство ЕС в вынужденности применения силавого подавления на участников акций протеста. К тому же маховик репрессий до сих пор так и не остановился. Следует отметить, что наиболее радикальные предложения, вроде введения против Белоруссии прямых экономических санкций, поддержки не получили. В то же время можно считать потерянными перспективы получения денег от Запада для спасения критической экономической ситуации, потому что инвесторы вряд ли пойдут в страну, где так демонстративно выражают презрение к закону. Не исключено, что под давлением политиков отдельные страны или кампании могут свернуть существующее сотрудничество на двусторонней основе.

Минск против ОБСЕ
 
В чем-в чем, а в последовательности белорусским властям отказать трудно. Сказав «а», они не затянули и с «б», решив не продлевать на очередной год срок действия мандата офиса ОБСЕ в Белоруссии, который закончился 31 декабря. После критических замечаний касательно условий проведения выборов, которые были сделаны наблюдателями БДИПЧ, с их точки зрения было логично вытолкнуть из страны структуру, которая оказывала там помощь, да и вообще уж очень сильно надоела. Несмотря на многочисленные призывы сохранить офис, надежд на то, что это произойдет, практически нет. Тем более что в отличие от предыдущего аналогичного случая, который имел место в конце 2002 года, на этот раз официальный Минск формально ничего не нарушил. Конечно, тем самым он возвращается к конфронтации с большинством и в этой организации, однако на общем фоне с учетом всех обстоятельств такие потери не очень значительны.

Какой будет реакция Совета Европы?

Как не странно, но на данный момент Совет Европы отреагировал только заявлением Комитета министров, который призвал белорусские власти немедленно освободить арестованных кандидатов в президенты, журналистов и правозащитников, а также гарантировать соблюдение прав человека. Правда, ситуация существенно изменится в конце января, когда на очередную сессию соберется Парламентская ассамблея. Нет сомнений, что белорусские события будут подвергнуты самой резкой критике.
Также весьма вероятным представляется прекращение контактов с белорусскими «народными избранниками», что похоронит надежду последних на восстановление для Белоруссии статуса «специально приглашенного», о чем они мечтали последние годы.

Самый жесткий и последовательный критик белорусского режима - США

Со стороны Вашингтона можно ожидать не менее серьезных мер, поскольку именно он является самым жестким и последовательным критиком белорусского режима. Кроме упомянутого совместного заявления Хиллари Клинтон и Кэтрин Эштон, можно вспомнить сделанное 6 января сообщение заместителя пресс-секретаря Государственного департамента, согласно которому США не исключают возможности новых санкций.
Речь может идти, как минимум, о возвращении ограничений против двух предприятий концерна «Белнефтехим» - «Лакокраска» и полоцкого «Стекловолокна». При этом вряд ли можно рассчитывать на слишком сильную заинтересованность Белого дома в вывозе из Белоруссии высокообогащенного урана.

Российское лицемерие и польза от ситуации после 19 декабря

Если в отношениях с Западом белорусское руководство должно получить проблемы политического характера, то на восточном направлении неприятности грозят отчасти в экономической сфере. Не стоит уделять внимания словам главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова, который выразил поддержку упомянутому заявлению Комитета министров Совета Европы. Это обычное российское лицемерие. Москве никоим образом не нужна демократическая Белорусия, потому что, по большому счету, тамошний режим ничем не отличается от здешнего. Ее мечта - восстановить империю, как бы ни уверяли в обратном придворные «аналитики» вроде А. Суздальцева.
Вопреки его утверждениям, очевидно, что Кремль заложил основу для кровавых событий в Минске, заключив 8-9 декабря мировое соглашение и пообещав снять экспортные пошлины на нефть. В противном случае белорусские власти не рискнули бы радикально порывать отношения с Западом. А это как раз и было главной целью Москвы. Теперь она будет стремиться «задушить в объятиях» Минск, который потерял поддержку. Ярким примером таких намерений стало требование российских нефтяных компаний повысить стоимость нефти для белорусских предприятий. Можно предположить, что это только начало.

Сегодняшнее положение Белоруссии является чрезвычайно трудным

Таким образом, сегодняшнее положение Беларуси является чрезвычайно трудным. Отношения с Европой можно считать замороженными на неопределенный срок, то же самое касается и США. Россия усиливает экономическое давление. И хотя ситуация еще находится в развитии, уже очевидно, что в обозримом будущем ничего хорошего Белоруссии ожидать не приходится. Мало того, что страна оказалась отброшенной в состояние как минимум трехлетней давности - перед ней вновь возникла непосредственная угроза потери независимости.

Перевод: Светлана Тиванова