Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белорусский тиран: друг Каддафи далеко-далеко на севере?

© коллаж ИноСМИБелорусский тиран: друг Каддафи далеко-далеко на севере
Белорусский тиран: друг Каддафи далеко-далеко на севере
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Полковник Муамар Каддафи, балансирующий на грани ливийский деспот, быстро теряет друзей. Но, кажется, есть еще, один союзник, который готов дать Каддафи то, что ему нужно, чтобы вернуть контроль - оружие, амуницию, возможно, немного наемников - и этот союзник - Белоруссия, также известная как последняя настоящая диктатура Европы.

Полковник Муамар Каддафи, балансирующий на грани ливийский деспот, быстро теряет друзей. Многие из его военных командиров покинули его. Значительная часть страны занята оппозицией. ООН атакует его при помощи непосильных санкций, и даже его любимая украинская медсестра улетела домой. Но, кажется, есть еще, по крайней мере, один союзник, который готов дать Каддафи то, что ему нужно, чтобы вернуть контроль - оружие, амуницию, возможно, немного наемников - и этот союзник - Белоруссия, также известная как последняя настоящая диктатура Европы.

По словам Хью Гриффитса, известного эксперта по торговле оружием, целый шквал самолетов летал между двумя странами, пока международное сообщество готовилось ввести эмбарго на продажу оружия в отношении Ливии. Эмбарго, наконец, введенное в воскресенье Советом Безопасности ООН, возможно, появилось слишком поздно, чтобы как-то сказаться на этих поставках. По данным Гриффитса, несколько поставок из Белоруссии проскользнули в Ливию, и весьма вероятно, что это было оружие. «Так что к тому времени когда санкции ООН были введены, уже было поздно махать кулаками», - говорит Гриффитс, работающий в Стокгольмском международном институте исследований мира (Stockholm International Peace Research Institute), независимом исследовательском центре, который тесно сотрудничает с ООН.

Первый подозрительный полет, по словам Гриффитса, имел место 15 февраля, в первый день массовых беспорядков в Ливии. Ил-76 российского производства вылетел в этот день из аэропорта Барановичи, места, где хранятся значительные запасы вооружений, доставшиеся Белоруссии в наследство после распада Советского Союза, и приземлился в Себе, убежище Каддафи в южной части Ливийской пустыни, куда не достают западные радарные системы. Это один из немногих аэропортов, по-прежнему находящихся под контролем Каддафи.

За последние две недели, по словам Гриффитса, ливийский Falcon 900, любимый самолет в личном флоте семьи Каддафи, также не раз летал в Белоруссию и обратно. Что перевозилось, остается загадкой - некоторые средства массовой информации сообщали, что самолеты были набиты золотом и брильянтами для белорусского лидера - но основной актив, который сейчас нужен Каддафи в обмен, это не артиллерия и не военные самолеты. «Все снабжали его оружием годами, - заявил Гриффитс в интервью Time во вторник, - а вот чего ему не хватало, так это парней в форме, которые использовали бы его».

По последним сообщениям, там действительно были люди, выглядящие как европейцы, среди предположительно африканских наемников, сражающихся с противниками Каддафи. 25 февраля свидетели этих столкновений рассказали CNN, что, по слухам, некоторые из наемников были белорусами. Режим президента Александра Лукашенко отверг эти предположения, назвав их «спекуляциями», и заявив, что это просто часть «информационной атаки» на Белоруссию. Но заявления о том, что Минск поддерживает африканских диктаторов, продолжаются сыпаться как из рога изобилия.

27 февраля генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что он «с глубокой озабоченностью» узнал, что Белоруссия поставляла ударные вертолеты силам Лорена Гбагбо, подвергающегося критике президента Кот-д’Ивуара. Гбагбо обвинили в подтасовке результатов выборов в ноябре, и с тех пор он жестко держится за власть.

Лукашенко знает, что такое насилие. В декабре его победа на выборах тоже была оспорена международными наблюдателями, и десятки тысяч человек вышли на демонстрацию против него на главной площади столицы страны Минска, а некоторые даже попытались штурмовать здание парламента. Силы правопорядка избили и арестовали сотни человек, и на прошлой неделе Лукашенко заявил, что он «не колебался бы» в случае необходимости отправить военных, если бы эти протесты представляли «реальную угрозу».

США и Европа ввели новые санкции в отношении Лукашенко в январе, способствуя тому, чтобы он оказался в компании Гбагбо и Каддафи, говорит Александр Класковский, политический аналитик из Минска. «Он сейчас загнан в угол, - говорит Класковский, - так что у него есть дополнительная причина с симпатией относиться к так называемым своим кровным братьям, которые оказались в той же ситуации». Это все уже не ново для Лукашенко. Например, в 2010 году он предоставил убежище автократичному президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву, который с комфортом живет в Белоруссии с тех пор, как его свергли в ходе массового восстания в апреле прошлого года.

Но самый сильный инстинкт Лукашенко, добавляет Класковский, это не сочувствие, а самосохранение. «Он мастер колотить себя в грудь, но он очень хорошо знает черту, за которую нельзя переходить. И он никогда не занимался торговлей оружием, когда действительно вступали в силу санкции ООН».

Так что любая военная поддержка, которую Белоруссия оказывала Ливии, судя по всему, была блокирована наложенным ООН эмбарго, и по иронии судьбы это произошло в тот же день, когда Каддафи потерял другой спасательный трос из Восточной Европы. В воскресенье его украинская медсестра, ставшая известной после того, как о ней рассказали в дипломатических депешах, опубликованных WikiLeaks, там она описывалась как «чувственная блондинка», улетела домой, а ведь до того заботилась о Каддафи годами. Ее лояльность, однако, судя по всему, не ослабла. «Папа хороший, папа будет всегда», - говорила Галина Колотницкая о Каддафи, по словам одного из летевших с ней вместе пассажиров, передает агентство Reuters. «Каддафи победит. Через полтора-два месяца мы вернемся», - добавила она.

Удачи в этом. Но если «папа» и его бойцы не смогут справиться с мятежом, у ливийского лидера тем не менее останется возможность найти убежище в Белоруссии. Правда, ему будет немножко холодно разбивать свой шатер зимой, но возможно, это лучший вариант, чем Международный уголовный суд в Гааге.