Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Своевременный урок

© РИА НовостиЛенинградская атомная станция (ЛАЭС)
Ленинградская атомная станция (ЛАЭС)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Аварии на японских АЭС показали, что атомная энергетика после Чернобыля не стала вдруг абсолютно безопасной, как нас пытались в последнее время уверить наши власти. Более того, есть вероятность, что она вообще не стала безопасней, во всяком случае, намного безопасней, чем в былые годы. В связи с этим, проект Белорусской АЭС, как минимум, необходимо доработать с учетом опыта последних аварий на японских АЭС.

Аварии на японских АЭС показали, что атомная энергетика после Чернобыля не стала вдруг абсолютно безопасной, как нас пытались в последнее время уверить наши власти. Более того, есть вероятность, что она вообще не стала безопасней, во всяком случае, намного безопасней, чем в былые годы.

В связи с этим, проект Белорусской АЭС, как минимум, необходимо доработать с учетом опыта последних аварий на японских АЭС. Как максимум, определиться так ли уж нам необходима АЭС вообще. Если Республика Беларусь и ее народ никак не выживут без АЭС, то да, ее надо строить. Но если мы все же можем выжить без АЭС – а это вполне вероятно – то, быть может, не следует ее строить? Ведь характерно, что в Европе и США после аварии в Чернобыле долго не строились новые АЭС, а некоторые европейские страны решили полностью отказаться от атомной энергетики. И ничего, не погибли. Строили АЭС в этот период в основном те, кто через них хотел получить доступ к военным ядерным технологиям. И те, кто уже имел развитую ядерную энергетику и не считал нужным от нее отказываться – Россия и Китай, скажем.

Тот же Китай, например, не остался безучастным к японским ядерным авариям. КНР не отказывается от планов по развитию атомной энергетики, но тщательно изучит опыт Японии, где зафиксированы утечки радиации после землетрясения, – сказал журналистам замглавы министерства охраны окружающей среды КНР Чжан Лицзюнь. А изучать придется многое, поскольку аварии на японских АЭС вряд ли можно назвать чистой случайностью или чистым форс-мажором. У нескольких, а не у одного японских реакторов (что действительно могло быть представлено как форс-мажор) возникли проблемы с охлаждением активной зоны. На момент написания материала упоминалось о 6 блоках, по другим сообщениям проблемы возникли на 11 японских АЭС. Как минимум на двух реакторах это привело к частичному плавлению активной зоны, а на одном произошел взрыв с разрушением внешней защитной оболочки реактора.

Все это свидетельствует о том, что реакторам типа PWR (ВВЭР по российской классификации) присущ какой-то «врожденный» недостаток. В принципе, уже даже можно предположить какой, но пока рано это озвучивать. А именно реакторы подобного типа предусмотрены и для Белорусской АЭС. Значит, прежде чем строить АЭС, конструктивный недостаток (недостатки) реакторов данного типа следовало бы устранить. А для того, чтобы его устранить, надо  хорошо, а не на уровне гипотез, разобраться, в чем же он заключается, почему у реакторов PWR (ВВЭР) вдруг массово возникли проблемы с охлаждением активной зоны. Затем надо пересматривать проект. К тому же его, видимо, придется пересматривать и из-за изменения международных правил. Аварийная ситуация на японской АЭС, вызванная произошедшим накануне землетрясением, приведет к пересмотру со стороны МАГАТЭ нормативов по безопасности атомных станций, – заявил агентству «Новости-Армения» глава Госкомитета по регулированию ядерной безопасности (Госатомнадзор) Армении Ашот Мартиросян.

На японских АЭС «Фукусима-1» и «Фукусима-2» после произошедшего в 11 марта землетрясения магнитудой 8,9 был введен режим ЧС из-за выхода из строя системы охлаждения. «Японский опыт – это, конечно, негативный опыт, и он будет непременно изучен при эксплуатации действующих АЭС и строительстве новых станций», в– сказал Мартиросян. Он напомнил, что несколько лет назад в Японии также произошло сильное землетрясение, вследствие чего были зафиксированы случаи выхода из строя оборудования на атомных станциях. «Этот вопрос тогда очень детально изучался со стороны стран-членов МАГАТЭ, в результате Агентство пересмотрело нормы безопасности, разработало новые стандарты», – отметил он. Я тоже считаю, что нормы безопасности для АЭС будут пересмотрены, не самоубийцы же работают в МАГАТЭ. Поэтому начинать строить свою АЭС по одним нормам, а затем переделывать под другие – по меньшей мере, глупо.

В любом случае последний японский опыт учесть просто необходимо. Зачем же совершать ошибки, которые уже совершили другие. Да, на ошибках учатся, но умные учатся на чужих ошибках. А это значит, что строительство АЭС надо если и не отменять, то, как минимум, откладывать на пару лет для оценки японского опыта и доработки проекта. Не начинать строить немедленно, по любому проекту, с любым инвестором, как еще недавно требовал наш руководитель, а все дополнительно переоценить, учесть чужой опыт и чужие ошибки, определиться можем ли мы вообще обойтись без АЭС, и только потом принять взвешенное решение. Но главное не торопиться в «ядерный рай», при слишком большой спешке он может превратиться в ад, без кавычек причем.

В принципе же, нам очень повезло, что мы еще не построили свою АЭС и можем внести необходимые изменения в проект, а то и вообще отказаться от строительства. Но будет прямым преступлением перед ныне живущими и нашими потомками, если мы этой возможностью не воспользуемся.