Резюме

Белоруссия продолжает бороться с инфляцией, нехваткой валютных резервов и снижением кредитного рейтинга государственных банков. На фоне политической и экономической изоляции от Запада она вынуждена обращаться за помощью к России – у нее просто не остается другого выбора. Однако эта помощь может обойтись ей дорого, так как Москва ясно дала понять, что она хочет либо увеличить свою долю в нескольких ключевых принадлежащих государству компаниях в основном из энергетического сектора, либо напрямую их купить. Такой рост влияния России на Белоруссию может иметь серьезные последствия для региона, особенно для Польши и стран Прибалтики, поставки которым природного газа зависят от белорусской энергетической инфраструктуры.

Анализ


1 июня Белоруссия заявила, что она постарается получить от Международного валютного фонда (МВФ) кредит на сумму от 3,5 до 8 миллиардов долларов. Перед этим, 31 мая, белорусское правительство объявило, что оно не будет поднимать цены на «социально значимые товары» - такие как хлеб, мясо, картошка, - и услуги до 1 июля этого года. Таким образом оно хочет уменьшить стремительно нарастающую в стране инфляцию.

Происходящее показывает, что Белоруссия продолжает испытывать давление экономических трудностей, которые делают Минск более зависимым от российской финансовой помощи. Эта помощь в сочетании с продолжающейся изоляцией Белоруссии от Запада, позволит России усилить свой контроль над политической системой и экономикой Белоруссии и особенно над ее энергетической инфраструктурой, что, в свою очередь, может увеличить влияние России на соседей Белоруссии – в первую очередь на Польшу и страны Прибалтики.

Первые признаки проблем в белорусской экономике появились в марте, когда Центральный банк Белоруссии столкнулся с нехваткой валютных резервов. Эта нехватка стала следствием популистской политики президента Белоруссии Александра Лукашенко, несколькими месяцами раньше увеличившего государственные расходы , чтобы получить поддержку перед прошедшими в декабре 2010 года президентскими выборами. В результате нехватки иностранной валюты и состоявшегося 29 марта расширения коридора колебаний курса белорусского рубля с 2 до 10 % 31 марта рейтинги ведущих белорусских банков, принадлежащих государству были снижены. Появились случаи нехватки иностранной валюты в белорусских банках и банкоматах.

Помимо экономических проблем, Лукашенко столкнулся с политическими. Хотя в декабре он был переизбран на пост президента, международные и западные наблюдатели объявили выборы сфальсифицированными. Кроме того, дополнительной причиной для критики, особенно со стороны Запада, стало подавление протестов оппозиции белорусскими силами безопасности после выборов. Такие страны Евросоюза, как Польша и Швеция, которые пообещали Белоруссии миллиарды долларов помощи в том случае, если выборы будут свободными и честными, были особенно недовольны. После выборов и последовавшего за ними разгона демонстраций, они добились введения против Белоруссии европейских санкций. Изоляция Лукашенко от Запада делает невозможным получение Лукашенко западной помощи в виде кредитов от Евросоюза и заметно осложняет получение кредитов от таких институтов как МВФ, на который имеет больше влияние Запад. Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт (Carl Bildt) предупредил, что Белоруссия не получит помощи от МВФ, если не изменит свою политику.

Пока от трудностей Белоруссии в основном выигрывает Россия. Политическая изоляция и западные экономические санкции заставили Белоруссию попросить у российского правительства кредит на сумму в 1 миллиард долларов. Еще один кредит на сумму в 2 миллиарда долларов она хочет взять из антикризисного фонда промосковского Евразийскоего экономического сообщества (ЕврАзЭС). По итогам продолжавшихся несколько недель переговоров Белоруссия и Россия договорилась о кредите от ЕврАзЭС на сумму от 3 до 3,5 миллиарда долларов. Первый 800-миллионный транш Белоруссия получит 12 июня. Однако Москва ясно дала понять, что ее финансовая помощь имеет свою цену. В ходе переговоров Россия убеждала Белоруссию провести приватизацию ключевых активов страны, не скрывая при этом, что намерена многое купить. В частности Москву интересует «Белтрансгаз». России уже принадлежат 50 % этой белорусской государственной энергетической компании, однако она хочет полностью получить контроль над ней. Кроме того, ведутся переговоры о слиянии двух производителей производителя грузовиков – белорусского «МАЗа» и российского «КАМАЗа». По словам российского посла в Белоруссии Александра Сурикова, такое слияние необходимо, чтобы «добиться господства на рынке таможенного союза» (имеется в виду таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана). Хотя Суриков уверяет, что Россия не замышляет в Белоруссии «бандитской» приватизации, очевидно, что она все же планирует увеличить свой контроль над белорусской экономикой.

Усиления российского влияния на белорусскую экономику может сказаться и на политической сфере. Если Белоруссия будет сильнее зависеть от России экономически, у белорусского правительства будет меньше пространства для маневра – притом, что у Лукашенко традиционно были непростые отношения с Москвой. Ранее Лукашенко заигрывал с Западом с помощью таких программ, как «Восточное партнерство», однако санкции, введенные Евросоюзом против белорусских чиновников и государственных предприятий, делают подобное сотрудничество практически невозможным — что выгодно для России. Более того, приобретение Россией «Белтрансгаза» не только укрепит ее контроль над одной из крупнейших компаний Белоруссии, но и увеличит ее влияние на страны Прибалтики и Польшу, снабжение которых природным газом зависит от белорусской энергетической инфраструктуры.

Это влияние России, возможно, не ограничится экономикой и энергетикой. Оно может распространиться и на область безопасности. Белоруссия и Россия уже сейчас тесно взаимодействуют по вопросам безопасности и военным вопросам, а рост зависимости Белоруссии от России позволит последней укрепить эти отношения с помощью поставок вооружений – например, таких, как ракеты «Искандер». Возможно, она также увеличит свое военное присутствие в Белоруссии. Подобные меры — или даже только их угроза — дадут России возможность ответить на американские планы по развертыванию в Польше системы обороны от баллистических ракет и воздействовать на прибалтийские страны, стремящиеся увеличить роль НАТО в делах региона. Таким образом, финансовые проблемы Белоруссии, вероятно, будут иметь последствия для региона в целом, так как затруднительное положение, в котором оказалась страна, может позволить России дешево скупить ее ключевые активы и использовать отсутствие у Минска выбора в своих стратегических интересах.