Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кажется, сегодня уже совершенно очевидно, что в последнее время белорусско-российские отношении вновь обострились. Очередным свидетельством тому стало решение корпорации «Интэр РАО ЕЭС», которая в ночь на 29 июня полностью прекратила поставки в Белоруссию электроэнергии из-за невыплаченной задолженности.

Кажется, сегодня уже совершенно очевидно, что в последнее время белорусско-российские отношении вновь обострились. Очередным свидетельством тому стало решение корпорации «Интэр РАО ЕЭС», которая в ночь на 29 июня полностью прекратила поставки в Белоруссию электроэнергии из-за невыплаченной задолженности.

И тут уже неважно, что на следующий день подача, хотя и не без проблем, возобновилась. При всех обстоятельствах как-то трудно заметить в действиях «Интэр РАО» некую «союзнических» солидарность. Тем более, что сумма задолженности - чуть более 50 миллионов долларов - вряд ли была для нее слишком критична. Если бы такой случай был единичным, то, несомненно, нельзя было бы не согласиться с российским вице-премьером Игорем Сечиным, который высказал мнение, что здесь не было ничего личного, только бизнес: «В действиях «Интэр РАО» нет никакой политической подоплеки. Это связано с абсолютно рыночными процессами: электроэнергия должна быть оплачена». Однако в контексте сегодняшних двусторонних отношений это событие не было чем-то чрезвычайным. Наоборот, где-то в конце мая в межгосударственных отношениях отчетливо стала просматриваться негативная тенденция.

Кредитная поддержка со стороны России и ее враги


Первым признаком ухудшения положения на «восточном фронте» стало выступление Александра Лукашенко в Евразийском университете в Астане, который в значительной степени был посвящен критике российского правительства.

Продолжение имело место через пару дней в Минске - на совещании, посвященном актуальным вопросам экономики. Там белорусский лидер заявил, что не пойдет на приватизацию активов объемом 7,5 миллиарда долларов, что было заявлено Россией в качестве одного из условий получения кредита из фонда ЕврАзЭС: «Никакой бандитской распродажи страны не будет. Никто - ни «МАЗ», ни «Белкалий», ни «БелАЗ», ни «БМЗ» - никто ничего без моего ведома не купит».

Собственно говоря, в последнем и раньше вряд ли кто сомневался. Вот только «Белтрансгаз» в этом перечне почему-то не был упомянут.

Между тем, в тот же день Владимир Путин сообщил журналистам, что переговоры о выкупе «Газпромом» второй половины акций «Белтрансгаза» вышли на завершающую стадию. При этом российский премьер не преминул отметить, что это приобретение, хотя и выгодное в целом для России, все же не есть необходимость, что было очень похоже на попытку сбить цену. Наконец, вечером все того же дня вице-премьер России Алексей Кудрин подтвердил, что проведение приватизации остается необходимым условием выделения упомянутого кредита. А его заместитель проинформировал, что существует еще много других. Позже сам Кудрин объявил, что «правительство России беспокоят шаги администрации Белоруссии по сдерживанию или ограничению российских средств массовой информации». По словам вице-премьера, если в Белоруссии будут продолжать эту практику, то Россия может в свою очередь ограничить кредитную поддержку.

Потом была долгая пресс-конференция, где Лукашенко вновь напомнил о тех, «кто точит зуб на наши предприятия и в первую очередь на «Беларуськалий». Но, пожалуй, наиболее серьезно прозвучало там фактическое обвинение Москвы в стремлении лишить нашу страну независимости: «Россия ставит условием вхождение в ее состав, если Белоруссия хочет цены на газ, как в Смоленской области».

На заявление, что в случае, если в экономике произойдет катастрофа, «мы закроем границы и будем покупать по импорту только то, что нам нужно», Министерство экономики и развития России отреагировало знакомой угрозой пересмотра кредитных условий. По словам заместителя министра Андрея Слепнева, ограничения на ведение бизнеса, кредитование и покупку валюты «самым грубым образом» нарушают соглашения, достигнутые в рамках Таможенного союза, зоны свободной торговли и Единого экономического пространства, которое должно быть создано с 1 января следующего года.

Информационная война продолжается
 
Действительно, интересно было бы увидеть, как будет выглядеть закрытие границ Таможенного союза, проходящих по территории Белоруссии, а также запрет на вывоз товаров, следующих через нее транзитом. С юридической точки зрения это сразу стало бы запретом на вывоз определенных товаров с территории всего Таможенного союза, после чего неизбежно возник бы вопрос о его существовании в целом.

Кстати, упомянутое отключение тока должно было состояться на неделю раньше, но белорусский премьер Михаил Мясникович выпросил отсрочку, пообещав полностью рассчитаться в ближайшее время. Иначе, видимо, могло прозвучать очередное обвинение российского руководства в том, что оно забыло об «общем гниении в окопах».

Правда, без критики в тот же адрес все равно не обошлось: Дмитрия Медведева упрекнули в том, что он якобы проигнорировал приглашение приехать в Брест на годовщину начала Великой Отечественной войны. Более того, скромное замечание кремлевского источника в ответ (по поводу того, что российский президент и сам приглашал белорусского коллегу на аналогичные мероприятия в Москву) вызвало гневный «отлуп» одного из местных штатных пропагандистов. На главном государственном телеканале он назвал российское приглашение «глупым и лицемерным пассажем», добавив, что «уж лучше бы не приглашали».

Возможно, конечно, что эта агрессивность была вызвана сведениями о подготовке российской каналом НТВ очередного фильма из сериала «Крестный батька», который рассказывал о крушении белорусского «экономического чуда». Но как бы то ни было, ленту показали, и это подтвердило восстановление информационного противостояния «сообщников».

России спешить некуда
 
Короче говоря, правда оказалась за теми, кто предсказывал усиление экономического давления Кремля и, соответственно, сопротивление официального Минска. Поэтому независимые эксперты ожидают углубления конфликтов в белорусско-российских отношениях. По их мнению, следующими на повестке дня могут стать противоречия вокруг «Белтрансгаза», где белорусская сторона настаивает на привязке продажи второй половины акций концерна к снижению цены на газ, от чего категорически отказывается Москва. Продолжатся прения по поводу приватизации, возможно обострение нефтяного вопроса. Наконец, не исключено возобновление «торговых войн».
Позиция Кремля вполне понятна. Ему торопиться некуда: чем хуже будет ситуация в белорусской экономике и чем более призрачными надежды на получение кредита от МВФ, тем более сговорчив будет партнер. А захватив наиболее привлекательные куски белорусского «фамильного серебра», Москва сможет значительно проще осуществлять здесь другие свои проекты, в том числе политические. Белорусский правитель прекрасно это понимает. Недаром на упомянутой пресс-конференции было особо подчеркнуто, что лично он ни при каких обстоятельствах не собирается вводить Белоруссию в состав другого государства. Такую позицию можно было бы только приветствовать. Единственное, к сожалению, совсем нет ясности в том, как ее удастся защитить в условиях фактического отсутствия пространства для маневра на международной арене.

Перевод: Светлана Тиванова