Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нелегитимное насилие

© коллаж ИноСМИЛукашенко
Лукашенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как известно из политологии, всякая власть имеет две составляющие, собственно и делающие ее властью. Во-первых, это активная или пассивная ее поддержка народом, признание обществом за нею права на управление государством. Это называется легитимностью. Во-вторых, это легитимное насилие с использованием всех государственных институтов.

Как известно из политологии, всякая власть имеет две составляющие, собственно и делающие ее властью. Во-первых, это активная или пассивная ее поддержка народом, признание обществом за нею права на управление государством. Это называется легитимностью. Во-вторых, это легитимное насилие с использованием всех государственных институтов.

Я государство вижу статуей,
Мужчина в бронзе полный властности,
Под фиговым листочком спрятан
Огромный орган безопасности
.

Игорь Губерман

В зависимости от общественного строя, исторической эпохи и многих других обстоятельств, власть делает акцент то на одну, то на другую составляющую. В демократической стране, если правительство теряет поддержку народа, то проводятся новые, часто внеочередные выборы. В авторитарном государстве правящий режим в таком случае переносит центр тяжести своей деятельности на то, чтобы удержать власть силой.

В Белоруссии экономический кризис, нарастание социальной напряженности, падение рейтинга президента, угрозы оппозиции устроить «горячую осень» побуждают власти к созданию новых страховочных механизмов собственного самовыживания. Вернуть поддержку народа — дело трудное, долгое, требующее значительных и слаженных усилий государственных органов, грамотных менеджеров во всех сферах управления. Правящая команда долго думать не стала, а пошла простым, привычным, много раз проверенным путем. Были приняты изменения в законодательстве, которые предусматривают усиление репрессий против всех несогласных, создание условий, делающих практически невозможной независимую от государства общественно-политическую деятельность.

Теперь организация и призыв к несанкционированному властями публичному протесту, который наносит «ущерб в крупном размере», является уголовным преступлением и карается до трех лет лишения свободы. А поскольку государственные органы, как правило, не дают разрешения на проведение оппозиционных митингов, шествий, пикетов, то это означает, что провозглашенное Конституцией право на свободу уличных акций отныне в стране запрещено под угрозой уголовного преследования.

 

Читайте также: Что волнует белорусов больше — независимость или колбаса?


Отныне иностранное финансирование негосударственных организаций также будет рассматриваться как уголовное преступление (до двух лет лишения свободы). Даже если деньги использованы на проведение семинара. Иначе говоря, криминализуется грантовая зарубежная поддержка всего третьего сектора Белоруссии.

А вот еще уникальный шедевр законодательной мысли, который возвращает страну в мрачные часы поиска врагов народа: «Оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителю в проведении деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, умышленно совершенные гражданином Республики Беларусь (измена государству), — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет». Т. е. скажешь иностранному журналисту, что у нас экономический кризис (а президент сказал, что его у нас нет) или нарушаются права человека, и тебе пришьют «измену Родине» и 15 лет тюрьмы. А если человек работает в иностранной фирме, которая является конкурентом белорусскому госпредприятию? Вот тебе и измена Родине.

Таким образом, легальное поле деятельности оппозиции и гражданского общества сужено до предела. Они могут существовать, а их представители оставаться на свободе только при условии, что не будут ничего делать.

Вносятся изменения в Закон «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь». Отныне сотрудник КГБ не несет ответственности за вред, причиненный в связи с применением физической силы, оружия, «если он действовал в условиях обоснованного профессионального риска». Это даже как-то трудно комментировать с точки зрения права.

И еще один законодательный перл: «Сотрудник органов государственной безопасности имеет право на… использование огнестрельного оружия также в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь...». Вот как прокомментировал это новшество в законе заместитель председателя комитета Госдумы России по безопасности Геннадий Гудков: «Прямое подчинение президенту спецслужб с функциями политической полиции говорит о том, что КГБ Белоруссии превращается в инструмент политических репрессий. Назвать эти нормы правовыми невозможно, действия сотрудников спецслужб, которые будут направляться лично президентом, — это нечто вроде «политической целесообразности» Вышинского, реанимации сталинского режима 30-х годов… Потому что применение оружия может быть регламентировано только законом. Иные указания, даже президентские, в этой сфере исключены» («Новая газета» 17.10.2011 г.).

 

Читайте также: Что скажет Лукашенко после переизбрания Путина?


Любопытно, как были приняты эти законодательные нормы. Законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь», был опубликован вечером 12 октября на сайте Национального центра правовой информации. Из него стало известно, что он принят 3 октября. Иначе говоря, власти девять дней прятали от общественности этот документ. Почему, отчего такая секретность? Потому что понимают всю неправедность своих действий.

Далее следуют еще более интересные подробности. Оказывается, законопроект был принят сразу в двух чтениях Палатой представителей 3 октября. На сайте Национального центра правовой информации констатируется, что документ также утвержден Советом Республики Национального собрания. На сайте верхней палаты парламента информации об этом нет. Известно, что сессия Совета Республики начала работу 3 октября и больше не работала, следующее заседание состоится 21 октября. Получается, что закон принят двумя палатами Национального собрания 3 октября, хотя пресс-служба Совета Республики сообщила агентству БелаПАН, что на этом заседании «никакие законопроекты вообще не рассматривались», и что в один день принять один и тот же законопроект двумя палатами Национального собрания «невозможно технически». И действительно, есть же определенные процедуры прохождения документа. Он должен быть принят Палатой представителей в двух чтениях, подписан, передан в Совет Республики, там пройти через обсуждение в профильной комиссии и только затем его можно выносить на пленарное заседание.

Получается какой-то детектив. Одно из двух: или этот закон был принят депутатами заочно, или его приняли в пожарном порядке, чрезвычайной спешке, в такой глубокой тайне, с нарушением всех существующих процедур, что даже пресс-служба Совета Республики не в курсе дела.

Тогда возникает следующий вопрос: откуда такой пожар? Неужели так сильно испугались Народного схода, назначенного на 8 октября? Или последних социологических исследований НИСЭПИ? Судя по всему, именно так.

Но здесь важно подчеркнуть, что масштаб политрепрессий в нашей стране зависит вовсе не от жесткости законодательства, а от политического курса. Летом «молчаливые акции» успешно задушили, не руководствуясь никакими законами.