Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Забава лимитрофов

© коллаж ИноСМИЛукашенко в Таджикистане
Лукашенко в Таджикистане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит президента Республики Беларусь А. Лукашенко в Таджикистан странным образом совпал с президентскими выборами в Киргизии (30 октября 2011 г.). Учитывая, что в политике совпадений не бывает, новый «прорыв» белорусского руководства на региональную политическую арену Центральной Азии явно несет в себе не только экономическую нагрузку в виде вереницы МАЗов, БелАЗов и тракторов.

«Был личностью, стал околичностью»

Фольклор


Визит президента Республики Беларусь А. Лукашенко в Таджикистан странным образом совпал с президентскими выборами в Киргизии (30 октября 2011 г.). Учитывая, что в политике совпадений не бывает, новый «прорыв» белорусского руководства на региональную политическую арену Центральной Азии явно несет в себе не только экономическую нагрузку в виде вереницы МАЗов, БелАЗов и тракторов. Тем более, что для покупки данных шедевров белорусской индустрии у официального Душанбе просто нет денег.

Фабула визита прописывалась как проправительственными аналитиками, неоднократно посещавшими данный регион, так и «гостями» из Бишкека - командой Бакиева, которую вышвырнули из Киргизии в апреле 2010 г. Понятно, что речь шла не о тракторах, а о более важных проблемах Центральной Азии, на которых А. Лукашенко хотел бы составить собственную игру с далеко идущими геополитическими перспективами.

Стремление к внешнеполитическим авантюрам является традиционным признаком процесса постепенного распада авторитарного режима. Но прежде всего необходимо отметить, что все авторитарные правители не отличаются активностью на внешней арене. Инстинкт самосохранения заставляет их неуклонно сокращать внешние контакты, селективно относиться к внешнеполитическим акциям или визитам, предпочитая только те, которые могут реально способствовать росту их внутриполитического авторитета. С точки зрения этой задачи особо ценятся визиты в столицы великих держав, так как сам факт появления авторитарного лидера рядом с президентами России, США, Франции, премьер-министрами Великобритании и Италии, канцлером Германии свидетельствуют о признании его права на неограниченную власть в родной стране, составляя важный элемент легитимности авторитарного режима. В этом плане относительно недавний визит в Минск С.Берлускони (ноябрь 2009 г.), невозможно переоценить. Правда, как уже неоднократно отмечалось, общение с синьором Берлускони может иметь фатальный результат. Судьба М.Каддафи, которому итальянский премьер буквально целовал руки, является тому ярким свидетельством.

 

Читайте также: Путин хочет создать среднеазиатский союз


Белорусский режим, судя по активности на восточном направлении, явно задыхается в Европе, где А. Лукашенко могут принять разве что в Литве. Западнее Буга главу белорусского государства не приглашают. Даже приезд в Киев для белорусского президента представляет проблему после того, как он обнаружил наличие насекомых-вредителей на представителях украинского истэблишмента. Любопытно то, что в данном случае А.Лукашенко диагностировал педикулез у представителей украинского истеблишмента и громко обнародовал эту «врачебную тайну». Курьез ситуации ( этических стандартов общения на международном уровне не затрагиваю), между тем, состоит в том, что Лукашенко, в пылу оскорбительных нападок, вероятно и не подозревая у себя таланта к ретроспективному ясновидению, надавив на больную «историческую» мозоль Украины: широко известен факт, от которого так открещивается нынешнее правительство Украины, что гетман Мазепа в свое время умер от заражения крови, искусанный вшами. Теперь прозорливый Лукашенко может совершать визиты только в Азию и только в те страны, где у власти стоят его собратья по авторитаризму. В принципе, белорусский президент и не скрывал «братских» чувств к коллеге – отцу всех таджиков.

Уместно будет вспомнить, что буквально за день до визита в Таджикистан, А.Лукашенко, на встрече с представителями парламентов стран ОДКБ заявил: «Киргизские события показали, что мы не всегда реагируем нормальным образом на ситуацию, которая складывается у наших братьев, друзей. Это подтолкнуло к тому, что у нас должна быть система реагирования не только на такие ситуации. Нам надо этими проблемами заниматься». Учитывая то, что в декабре А. Лукашенко покидает пост Председателя ОДКБ, он очень хотел бы остаться в роли регионального лидера, способного повернуть ОДКБ от задач обеспечения безопасности членов организации от внешних угроз к задаче защиты авторитарных режимов от революций и народного гнева. Автор этих строк не раскроет тайны, написав, что две недели назад сотрудникам МВД РБ сообщили, что в случае народного восстания против режима А. Лукашенко Россия пришлет войска. Мол, есть договоренность с Д.Медведевым. Принимая во внимание «чувства», которые питает А.Лукашенко к Д. Медведеву, даже трудно себе представить факт разговора на данную тему между президентом России и президентом Белоруссии. Между прочим, распространение такой глупой лжи говорит о степени неадекватности и паники, в которой месяцами находятся власти Белоруссии. А человек, которому на прошлой неделе пришлось принимать гостей из Белоруссии, на порядок жестче и психически устойчивей, чем А.Лукашенко.

Президент Таджикистана Рахмон является типичным азиатским диктатором, отстоявшим свое право на власть в нищей аграрной стране, экономика которой меньше российской в 140 раз, в результате самой кровопролитной на территории постсоветского пространства гражданской войны. Стоит напомнить, что в ходе этой войны была почти уничтожена или вывезена большая часть русскоязычной общины республики. Однако физическое устранение основной оппозиции не сделало политическую ситуацию в республике устойчивой. Политическая стабильность там зависит как от возможностей правящего клана подавлять амбиции региональных политических группировок (аналогия с Киргизией полная), так и от влияния соседей республики – Узбекистана, Афганистана и Китая. Рахмону приходится буквально железной рукой душить притязания местных кланов, натравливать их друг против друга и одновременно отбиваться от соседей. Север республики постепенно заселяется узбеками (как в киргизском Оше), а вот на юге идет постепенное заселение афганцами, которые не только предъявили свои права на местную власть, но даже создали целые анклавы на таджикской территории, куда местный люд, включая правоохранительные органы, боится даже сунуться.

Таджикистан имеет типичную для солидной части постсоветского пространства так называемую «миграционную экономику» - более 40% ВВП республики обеспечивают денежные доходы таджикских гастарбайтеров, работающих преимущественно в России. Следует подчеркнуть, что в республике, давно усвоившей выгодность экспорта труда, до настоящего времени не создано по примеру той же Киргизии системы подготовки рабочих, выезжающих на заработки в Россию, где они оказываются на самых непрестижных работах.

 

Читайте также: СНГ и свободная торговля - что будет?


Жестокая эксплуатация таджикской рабочей силы в России начинает сказываться на политическом климате в самой республике. Находясь в России, с ее политическими реалиями, выступающими отчасти катализатором процесса, таджикские рабочие начинают стихийно объединяться и очень быстро политизироваться, открыто тиражируя исключительно негативную оценку авторитарного режима Э. Рахмона, лишающего их рабочих мест на родине.

Страна крайне бедна. Надежды официального Душанбе на то, что развитие гидроэнергетики в горах Памира обеспечит республике экономический рост, остаются во многом сомнительными. Являясь наряду с Киргизией основными «держателями» воды и энергетики Центральной Азии, таджики оказались под жестким давлением Узбекистана, для которого доступ к горным рекам является вопросом физического выживания.

В современных политико-экономических условиях региона водно-энергетическая проблема не имеет решения. Более того, она провоцирует силовое решение вопроса - кому принадлежат горные ледники и озера? Границы между Узбекистаном и Таджикистаном заминированы, там ежегодно погибает до 200 человек. Ташкент неоднократно демонстрировал Душанбе свой бронированный «кулак». На фоне исторически сложных 700-летних отношений между узбекским и таджикским народами водно-энергетическая проблема только усугубляет недоверие между двумя правящими режимами.

В свою очередь официальный Душанбе, развернув бесконечную истеричную информационную войну под лозунгом «Во всем виноват Ташкент!», превратил строительство Рогунской ГЭС в национальную идею, в претворение которой каждый гражданин республики должен внести свою лепту. Естественно, граждане уклоняются всеми силами…

Зато не уклоняется А.Лукашенко, который, используя свое председательство в ОДКБ , взял на себя роль «учителя» Ташкента («Мы не вмешиваемся в решение данного вопроса в связи с тем, что считаем это суверенным делом Узбекистана, хотя я недавно президенту России свои соображения направил. Нам надо принимать решение по Узбекистану. Потому что тройная игра, которую сегодня ведет Узбекистан, не позволяет ему находиться в ОДКБ. Тем более, что они не ратифицировали ни одного существенного документа — в том числе, наверное, и Устав ОДКБ — так, формально заявили, что они якобы возвращаются в ОДКБ… Это очень важно, очень серьезно для нас. Мы шутить здесь не должны»).

Да уж какие шутки, тем более, если так А. Лукашенко заботится о безопасности всех членов ОДКБ, то ему стоило бы показать пример и перекрыть наконец «тропу Лукашенко» для граждан Грузии, уже едва ли не пятый год использующих Минск в качестве не только перевалочного пункта для безвизового въезда на российскую территорию, но и своеобразной «базы» для разного рода криминальных дел в России, включая шпионаж.

Периодические вступления и выходы Ташкента из ОДКБ являются исключительно сложными вопросами прежде всего диалога между узбекским и российским руководством. Крайне жестокий авторитарный режим И.Каримова не первый год балансирует на грани социального взрыва, следствием которого может быть полномасштабная гражданская война в контексте радикального ислама, в которую обязательно будут вовлечены ближайшие соседи Ташкента - Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Достанется и Туркмении.

И.Каримов стар, у него нет наследников. Не исключено, что в результате борьбы за власть в Ташкенте может получить приоритет идея о необходимости «малой успешной войны за воду» - войны, которая способна отвлечь население республики от социально-экономических и политических проблем, не имеющих при нынешнем режиме решения. Естественно, основную тяжесть кризиса придется вынести России. Москве придется направлять войска…

Задача ОДКБ в столь взрывоопасном регионе заключается в том, чтобы не допустить раздувания «углей», которых и так достаточно. На этом фоне, где и так все дышит дестабилизацией, где остается на грани развала соседняя Киргизия (в результате возможного раскола север отойдет, скорее всего, к Казахстану, а юг будет аннексирован Узбекистаном), президент самой далекой в ОДКБ страны, как говорится ,ничем не рискующий, в том числе и своими солдатами, занимается тем, что откровенно «подбрасывает в костер дровишек». Ведь именно критикой Ташкента А. Лукашенко обеспечил себе особо теплый прием в Душанбе. При этом, по традиции, белорусский президент не просто прикрылся Москвой, но и тут же ее «сдал»: «я недавно президенту России свои соображения направил. Нам надо принимать решение по Узбекистану». Кому это, интересно, нам? (галантерейщик и кардинал).

Между тем, это не тот случай, когда можно годами публиковать статейки в «СБ» о том, что вот-вот и российско-американские отношения окончательно разорвутся , и все вернется к стадии «холодной войны»: Белоруссия будет востребована, в нее ввезут ракеты с ядерными боеголовками , и страна целиком сядет на российский бюджет. В предгорьях Памира война уже фактически идет. И разнимать воюющих придется не белорусским миротворцам, а русским парням.

Стоит напомнить о знаменитой «бакиевщине» апреля – июня 2010 года, когда А.Лукашенко, приголубив бежавшего киргизского тирана, на совести которого числится почти сотня трупов, буквально требовал от России послать в Бишкек и Ош войска ОДКБ, т.е. естественно не белорусский контингент, а российский, который и составляет основу вооруженных сил ОДКБ, да и КСОР тоже.

Для чего А. Лукашенко провоцирует войну в Центральной Азии? Понятно, что в данной игре он действует заодно с Бакиевым, рассчитывая во всеобщем хаосе что-то выиграть. Но ведь попутно официальный Минск науськивает Баку на Ереван, явно толкая эти страны к схватке за Нагорный Карабах, развивает отношения с Грузией, где вопрос реванша над Россией стал мобилизующей национальной идеей, во многом обеспечивающей власть М.Саакашвили. Стоит напомнить инициированные Минском и Варшавой постоянные кризисы в белорусско-польских отношениях. При этом в Польше призывно оглядываются на Брюссель и Вашингтон, а в Белоруссии на Москву – забава лимитрофов, паразитирующих на геополитических расколах.

Белорусское руководство мечется по периметру российских границ, провоцируя кризисы и даже войны, рассчитывая, что в итоге Москве будет не до Минска. А уж он не забудет тут же предъявить Кремлю очередной «счет» за «верное союзничество».