Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белоруссия как постоянная проблема для ЕС

© РИА НовостиРоссия, Белоруссия и Казахстан
Россия, Белоруссия и Казахстан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Евразийский союз, новый проект экономической интеграции, предложенный российским премьер-министром и основанный на Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России, является крупной проблемой для Европейского Союза. ЕС не должен недооценивать значение предложения в свете того, что для Белоруссии это единственное предложение по экономической интеграции, не требующее от властей либерализации политической системы страны.

Брюссель – Евразийский союз, новый проект экономической интеграции, предложенный российским премьер-министром и основанный на Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России, является крупной проблемой для Европейского Союза.

ЕС не должен недооценивать значение предложения в свете того, что для Белоруссии это единственное предложение по экономической интеграции, не требующее от властей либерализации политической системы страны. Более того, белорусский президент Александр Лукашенко с энтузиазмом отреагировал на российское предложение и заявил, что его страна будет активно участвовать в процессе формирования новой структуры.

Это означает, что ЕС столкнется с проблемами не только в области достижения новых форм сотрудничества с белорусскими властями, так как дальнейшая интеграция или растущее сотрудничество с ЕС уже не являются столь привлекательными для Белоруссии, но, в большей степени, также и в области налаживания работы с институтами, формирующими гражданское общество в стране. Независимо от желания белорусских властей сотрудничать, ЕС должен поддерживать желание общества сблизиться с Европой путем усиления поддержки развития гражданского общества, в особенности независимых  негосударственных организаций и свободных СМИ.

Еще по теме: Евразийский союз испытает белорусский суверенитет на прочность

В данном контексте предоставление помощи подобным проектам на уровне ЕС стало бы крайне выгодным в краткосрочной и среднесрочной перспективах. Евросоюз также должен придать гибкость финансовым инструментам, что позволило бы перенаправить финансирование проектов, поддерживаемых властями, на те, которые поддерживают гражданское общество.

Главным инструментом поддержки белорусского гражданского общества должен стать Европейский фонд в поддержку демократии (ЕФПД). Его гибкая небюрократическая структура должна позволить своевременно реагировать на нужды белорусских коллег.Фонд также сможет вести долгосрочные проекты.

Было бы полезно рассматривать не только вопрос о том, как развивать институты, подобные ЕФПД, но и о том, как ЕС и входящие в него страны могут поддерживать малых и средних предпринимателей в соседних странах, например, через систему преференциальных кредитов для развития компаний. Необходимо помнить, что эти предприниматели являются основой для создания среднего класса, и они могут оказывать влияние на проевропейские настроения в обществе.


Другим важным аспектом может стать возможность обучения белорусов в ЕС. Создание будущей элиты, сформированной на европейских ценностях, помогло многим странам в переходные периоды, и страны Прибалтики являются тому прекрасным примером.

В этом контексте также стоит рассматривать возможность предоставления стипендий для молодых белорусских чиновников младшего и среднего уровня для того, чтобы помочь им понять механизмы управления в демократических странах с тем, чтобы повлиять на будущее функционирование белорусского государства.

Поэтому ЕС должен запустить конкретную систему сотрудничества, на которую белорусские политические партии, СМИ и негосударственные организации могли бы полагаться.

Это особенно важно в связи с тем, что белорусские власти планируют ужесточить наказания за принятие, хранение или перевод незарегистрированной иностранной помощи с 15-дневного задержания до трех лет тюрьмы. Помимо этого белорусский режим хочет значительно расширить права сотрудников КГБ, которые, находясь при исполнении официального задания, будут освобождены от всякой юридической ответственности.

Читайте также: Белорусская секретная полиция получает новые полномочия

Учитывая усложняющиеся условия работы, белорусские оппозиционные партии хотят помощи в подготовке к парламентским выборам, которые назначены на осень 2013 года. Во-первых, они ожидают помощи в создании экономических антикризисных программ, поддержки предвыборной кампании (например, печати статей в независимой белорусской прессе и листовок для распространения среди граждан), и в обучающих семинарах для молодых оппозиционеров, которые станут наблюдателями во время выборов.

Если ЕС предпримет подобные действия, то это даст белорусскому обществу ясный знак существования альтернатив российским интеграционным проектам.