Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В Белоруссии – опробовали, в России – переняли

© РИА Новости Сергей Самохин / Перейти в фотобанкЗадержание участников акции протеста движения "Революция через социальные сети" в День Независимости Белоруссии
Задержание участников акции протеста движения Революция через социальные сети в День Независимости Белоруссии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России принимают закон, который значительно увеличивает жесткость наказания за нарушения порядка при проведении митингов и демонстраций.Выглядит ли новый закон более жестким в сравнении с белорусским? Как это может влиять на ситуацию в Белоруссии?

Госдума России приняла закон, который значительно увеличивает жесткость наказания за нарушения порядка при проведении митингов и демонстраций. 6 июня этот документ одобрил российский Совет Федерации. Выглядит ли новый закон более жестким в сравнении с белорусским? Как это может влиять на ситуацию в Белоруссии?

Российский закон в десятки раз – более чем до 9 тысяч долларов – увеличивает штрафы за нарушения на митингах, вводит обязательные работы для нарушителей, дает право местным властям объявлять определенные части города недоступными для публичных акций, запрещает приходить на митинги в масках и вводит наказание за организацию несанкционированных акций под видом массового скопления граждан или «гуляний», если это повлекло за собой нарушение общественного порядка.

Кроме того, организаторами публичного мероприятия не смогут выступать граждане, два и более раза в течение одного года привлекавшиеся к административной ответственности за нарушения порядка при проведении массовых мероприятий. Теперь документ подан на подпись президенту России Владимиру Путину.

По словам руководителя российского Центра развития демократии и прав человека Юрия Джибладзе, новый закон отражает страх власти перед обществом и имеет чрезвычайно репрессивный характер. Многие нововведения, по мнению Джибладзе, напоминают законодательства Белоруссии.

«Мы все эти годы видим, что недемократические режимы учатся, обмениваются опытом, просто копируют законы и практики. Это касается России и Белоруссии и других стран бывшего Советского Союза. Это формирование такого авторитарного интернационала, когда создаются не только формальные союзы вроде ОДКБ, Таможенного союза, Единого экономического пространства, но и неформальные союзы, где законодательство о НПО, о митингах и демонстрациях просто переписываются. И получается, что по очереди наши страны друг друга то обгоняют, то учатся друг у друга. Можно ожидать влияния такого репрессивного закона на Белоруссию. И наоборот, то, что происходит в Белоруссии, часто расценивают как полигон», - говорит Джибладзе.

По словам председателя БХК (Белорусский Хельсинский комитет – примеч.) Олега Гулака, российский закон стал похож на белорусский и руководствуется той же логикой: «По формулировкам та же самая логика, любое присутствие нескольких людей в каком-то месте подпадает под определение массовой акции. И штрафы можно сравнивать – но в любом случае они сумасшедшие. Дальше вопрос, как он будет применяться, так как по нему фактически любую очередь у магазина можно признать массовой акцией. А наша практика показывает, что можно даже и придумать ситуацию».

Председатель Центра правовой трансформации Елена Тонкачева отметила, что российский закон – это ответ властей на повышение активности граждан.

Она считает, что Россия идет путем Белоруссии: «В Белоруссии также в ответ на события Площади 19 декабря в довольно спешном и в закрытом порядке ухудшалось правовое положение в отношении свободы собраний. На сегодняшний день практика белорусских административных судов также идет путем вынесения штрафов и административных арестов. Рассмотрение таких дел происходит не в пользу международных стандартов и Конституции. Я считаю, что требования белорусского законодательства относительно свободы собраний более жесткие, чем в России, даже с учетом изменений».

По словам лидера кампании «Говори правду» Владимира Некляева, Россия решала применить модель, опробованную в Белоруссии: «Ситуация, сложившаяся в Белоруссии в связи с принятием подобных законов, позволяет режиму эффективно подавлять сопротивление политических партий и гражданского общества. И поэтому эта модель, которая успешно работает в Белоруссии, прошла апробацию. Соседняя страна решила воспользоваться ею для себя».

Могут ли белорусские власти, глядя на московский опыт, еще больше увеличить штрафы за акции протеста? Может ли кто в белорусской оппозиции заплатить, к примеру, 9 тысяч долларов за митинг?

«Я не знаю, кто в белорусской оппозиции может заплатить 9 тысяч долларов штрафа, так как я даже не представляю, кто из предпринимателей, которые считаются богатыми у нас, может заплатить такие деньги. Так что, если это сделают, это просто будет просто идиотизм. Также это выглядит и в России. Зачем нам какие-то штрафы, когда карательные органы эффективно справляются дубинками?», – ответил Владимир Некляев.

Перевод: Светлана Тиванова