Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первой имперской стратегией (репертуаром интеграции) является стремление интегрировать страны, входящие в Европейскую политику соседства, в систему предписанных норм для соответствия правилам ЕС.

В дискуссии, состоявшейся в рамках «круглого стола», проводимого газетой «Советская Белоруссия» в апреле 2011 года, я поднимал вопрос о том, что Европейский союз стремительно превращается в империю, и это тот факт, который необходимо принимать во внимание при определении направлений внешней политики Республики Беларусь. При этом Евросоюз, отказавшись от реальной демократии и лишь имитируя ее, отказывается понимать и признавать, что соседние с ним страны могут иметь свой собственный путь развития, базирующийся на собственных ценностях и предпочтениях.

В одном из самых популярных журналов мира Саmbrиdgе Rеvиеw оf Иntеrnаtиоnаl Аffаиrs данная тема нашла свое развитие в июньской публикации 2012 Богданы Димитровой «Имперское изменение границ в Европе: случай с Европейской политикой соседства». В своей научной работе исследовательница указывает, что дебаты о Европейской политике соседства необходимы для того, чтобы понять, в какого рода политическое сообщество трансформируется Евросоюз и какую роль в этой трансформации играет политика соседства. Димитрова уверена, что Европейскую политику соседства можно трактовать как декларацию имперских намерений ЕС. Исследовательница демонстрирует репертуар имперских тенденций и стратегий, которыми Евросоюз реализует свои амбиции.

Первой имперской стратегией (репертуаром интеграции) является стремление интегрировать страны, входящие в Европейскую политику соседства, в систему предписанных норм для соответствия правилам ЕС. Эти нормы могут экспортироваться без дальнейшего увеличения территории Евросоюза. Репертуар интеграционных отношений подразумевает, что соседи ЕС являются подчиненными объектами, а не равными партнерами Евросоюза. Эта стратегия основывается на представлении, что ЕС является «силой добра», ценности ЕС навязываются без учета особенностей его соседей и, как и в случае с цивилизаторской миссией (при помощи которой белые колонизаторы наказали Африку и Азию), базируется на представлении предпочтения европейским ценностям.

В соответствии со второй стратегией мультикультурной империи, через Европейскую политику соседства Евросоюз создает новые границы и линии разделения между своими соседями. По мнению Димитровой, имперская политика трансформации границ, проводимой Евросоюзом, использует менее заметные, но более назойливые инструменты контроля, базирующиеся на добровольном подчинении и принятии навязываемых норм.

Статья Димитровой важна для понимания сути процессов, происходящих на границе Белоруссии. По сути, в мире сейчас происходит трансформация сфер влияния, в которой наиболее мощные конкурирующие центры пытаются определить, в каких географических границах они могут оперировать. Новые времена – новые представления об империях. Теперь империям не обязательно включать контролируемые государства внутрь своих государственных границ, если на это не хватает денег. Достаточно управлять ими.
Вспомню, что Белоруссия как сосед Евросоюза входит в ареал Европейской политики соседства, частью которой является в том числе и «Восточное партнерство».

И Белоруссия за все годы существования Европейской политики соседства выслушала множество упреков от своих «европейских партнеров», что она очень неактивна в рамках этой соседской политики, которая могла бы принести столько пользы Белоруссии. При этом постоянно перечисляются разные суммы помощи, которую получают те или иные соседи ЕС, послушно идущие на полное сотрудничество с ЕС, и выражается сожаление, что Минск, который упрямится, ни на что подобное рассчитывать не может. Кстати, суммы эти достаточно небольшие, но у некоторых граждан Белоруссии и они разжигают аппетиты. Разумное осознание собственных национальных интересов и осознание замаскированных имперских амбиций ЕС привели к тому, что белорусское государство очень бережно взаимодействует с ЕС в рамках Европейской политики соседства.

Ситуация с имперской трансформацией Евросоюза необычайно отличается от той демократической риторики о необходимости Белоруссии уважать некий европейский выбор, идти в европейскую семью народов, к которой она «естественно принадлежит». «Европейская семья народов» это всего лишь клише, призванное маскировать реальную практику имперского подчинения соседних с Евросоюзом государств, а система «демократических норм» от ЕС, которая навязывается, – инструмент подчинения внутренней и внешней политики Белоруссии интересам мощного соседа. При этом одна из важнейших задач ЕС – разорвать отношения между Белоруссией и Россией, Белоруссией и Украиной, чтобы сделать каждое из этих государств как можно слабее перед лицом своего имперского влияния. При помощи добровольно принимаемых тем или иным соседом Евросоюза инструментов внешнего контроля Брюсселем своей внутренней и внешней политики, эта страна не может рассчитывать на членство в ЕС, но обязательно потеряет суверенитет.

Перевод: Светлана Тиванова