В ходе последнего съезда правящей Республиканской партии президент Армении Серж Саргсян сделал ряд принципиальных заявлений. Одно из них, достаточно короткое, было примерно таким: "Мы быстро учимся". И относилось заявление к процессу армяно-турецкого диалога.

 

В течение минувшего года, несмотря на видимый процесс армяно-турецкого диалога, представители Анкары сделали столько откровенно антиармянских заявлений и шагов, что с лихвой "компенсировали" оптимистическое стремление международного сообщества нормализовать армяно-турецкие отношения. Из всех этих заявлений и шагов, тон которым задавал турецкий премьер Эрдоган, следовал один вывод: Анкара фактически не только не отказалась от своих известных предусловий по нормализации отношений с Арменией, но считает правильной свою политику блокады Армении и попросту воспринимает Армению как враждебную сторону, с которой нужно разговаривать только на языке ультиматумов, угроз, шантажа и провокаций. Словам, на войне как на войне. Пусть даже это война дипломатическая. 

 

Чего добилась Анкара подобным своим поведением? Самый очевидный результат заключается в том, что в армянском обществе только усилилось недоверие к турецкой стороне. Своей политикой Анкара фактически льет воду на мельницу тех скептиков, которые предупреждали официальный Ереван о двуличности официальной Анкары, о ненадежности турецких лидеров как партнеров, о том, что, несмотря на заявления турецких политиков о стремлении в Евросоюз, современная Турция является верным носителем и продолжателем дела Османской империи и, несмотря на характерные льстивые улыбки президента и главы турецкого МИД, в Турции Армению воспринимают как вражескую сторону, а не как равноценного партнера по региону. 

 

Поведение Анкары не могло не сказаться на позиции властей Армении, которые сегодня с гораздо большей настороженностью относятся к действиям своих "партнеров" с турецкой и азербайджанской стороны. Об этом свидетельствовали поведение Налбандяна в Цюрихе и выступление президента на съезде РПА. И никакие международные программы не в состоянии исправить это впечатление, которое за последний год все больше укореняется в армянском обществе.

 

Хотя в своем выступлении на съезде РПА Серж Саргсян стремился быть дипломатически корректным, очевидно, что армянская власть за минувший год сделала серьезные выводы и эти выводы не в пользу турецкой стороны. В той части выступления президента, где речь шла об армяно-турецких отношениях, красной нитью проходила мысль о том, что Армения взяла на себя обязательство перед международным сообществом ратифицировать известные протоколы, но на большие уступки турецкой стороне рассчитывать не приходится. И официальный Ереван отныне будет более принципиальным и последовательным как в вопросе международного признания Геноцида армян, так и в отстаивании интересов Нагорного Карабаха в переговорах с Ильхамом Алиевым.

 

Минувшего года интенсивного общения с особенностями турецкой дипломатии вполне хватило, чтобы не только армянская власть сделала вполне конкретные выводы. Полагаем, примерно к таким же выводам пришло и пристально отслеживающее ситуацию международное экспертное сообщество. Политика Анкары по затягиванию ратификации протоколов, по торпедированию процесса армяно-турецкого диалога бумерангом ударила в первую очередь по имиджу Турции. Политика, которая проводится сегодня официальной  Анкарой, не только не способствует нормализации армяно-турецких отношений, но и препятствует процессу нагорно-карабахского урегулирования, то есть вредит и интересам турецких "братьев" из Баку.

 

Искусственное затягивание Анкарой тех "разумных сроков", в течение которых Армения и Турция обязались ратифицировать протоколы, только нагнетает обстановку в регионе, никак не способствуя созданию атмосферы доверия в регионе, а следовательно, задвигает в долгий ящик и возможность достижения каких-либо договоренностей по Нагорному Карабаху. То есть затягивание "разумных сроков" нормализации армяно-турецких отношений со стороны Анкары прямо пропорционально затягивает карабахское урегулирование на такие же адекватно "разумные сроки". Если Анкаре некуда торопиться, то Еревану и Степанакерту в процессе нагорно-карабахского урегулирования - и подавно.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.