Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Химия и физика отношений

© РИА Новостирукопожатие
рукопожатие
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отношения – тонкая вещь, поэтому говорят о химии отношений. Нередко не только в личных, но и в международных отношениях присутствует также другая дисциплина - физика, когда отношения приобретают позитивный или негативный знак.

Отношения – тонкая вещь, поэтому говорят о химии отношений. Нередко не только в личных, но и в международных отношениях присутствует также другая дисциплина - физика, когда отношения приобретают позитивный или негативный знак. И в этом смысле важно, кто как смотрит на определенные отношения, поскольку, что хорошо для одного, то другой может считать противоречащим своим интересам.

С точки зрения Латвии и Европы позитивна тенденция последнего времени по улучшению отношений между Турцией и Арменией. В особенности потому, что последняя инициатива исходила от Армении - Конституционной суд признал, что подписанные ранее рабочей группой документы о сближении двух стран соответствуют Основному закону Армении. С далекой перспективы холодных северян этот факт сам по себе не кажется чем-то великим, но среди горячей армянской публики он поднял высокую волну эмоций.

Недавняя армяно-турецкая напряженность связана с закрытием в 1993 году границы между двумя государствами, которая не открыта до сих пор. Тогда Турция встала на сторону Азербайджана, защищая его права на сепаратистский Нагорный Карабах. Понятно, что этот настолько горячий со второй полвины 80-х годов в Армении вопрос подлил масла в огонь, и с того момента быть армянином еще больше стало означать – быть против Турции. Не зря во вторник после заседания суда протестующие встретили судей криками: «Вы не армяне!». На этом фоне негативизма особо четко обозначилась позитивная ценность решения о сближении двух народов. Армения в государственном масштабе решила не вспоминать зло, проявить инициативу и в юридическом смысле продвигаться к сотрудничеству а, может быть, даже к содружеству.

Но не только о взаимных делах турок и армян речь. Важна именно роль и участие государства-кандидата в ЕС Турции во всем этом. Она не без вины в до сих пор критически плохих отношениях с Арменией, в особенности это касается отказа Турции признать реализованный своей предшественницей - Османской империей - геноцид против армян в 1915 году. Тогда было убито полтора миллиона армян. Понятно, что эта рана в историческом самосознании армян очень свежа и болезненна.

Основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк в 20-е годы прошлого века стремился подвести черту под прежней историей, и создавал новое государство, как жестко светское, ориентированное на прогресс и прозападное, однако, очевидно, глубинные течения в этносе устойчивее рациональных политических решений, и геноцид армян до недавнего времени в Турции являлся табу. Только недавно он, наконец, наряду с некоторыми другими ранее не обсуждавшимися вопросами, такими, как равноправие полов и права курдского меньшинства, был актуализирован в обществе, что практически совпало с открытием для кандидатуры Турции дверей в ЕС.

Хотя нынешний процесс сближения двух государств касается конкретно только открытия границы и восстановления дипломатических отношений, ясно, что любое словосочетание, в котором есть Армения и Турция, несет в себе также невысказанную вслух эмоциональную нагрузку о геноциде армян. Так как это важный и принципиальный вопрос в отношениях Турции с ЕС и большой частью мира, позитивны и достойны похвалы любые причина, способ или случай, когда между Турцией и Арменией есть какой-либо добровольный контакт. Даже футбольный матч сборных двух государств, который в позапрошлом году состоялся в Армении и который посетил президент Турции. Это сам по себе настолько значимый факт, что почти некорректно интересоваться, каким тогда был счет.

Сближение Турции и Армении позволяет хотя бы немного более добросовестно посмотреть на все остальные имеющие эмоциональную окраску процессы международных отношений, когда речь идет о боли народа, примирении и мирном сосуществовании. Это можно сказать и о Латвии и нашей измученной истории ХХ века, и об Украине с ужасами голода 1932-1933 годов. Все это, как и осуществленный нацистами геноцид евреев, незабываемо, и без осознания, признания и определенной реституции – хотя бы запоздалой, постепенной и только моральной – нельзя представить полноценную моральную жизнь того народа, к которому относятся эти императивы.

Мы еще являемся терзаемой недавними черными страстями цивилизацией, исцеление которой только началось. Если свежей телесной ране даже лечебная повязка причиняет боль, то куда более деликатны все те травмы и обиды, которые кровоточат в исторической памяти почти каждого народа. Если говорить в совсем крупном мировом масштабе, вспомним недавний визит Барака Обамы в Японию, когда он даже не рассматривал возможность посещения Хиросимского мемориала. Сама Япония безуспешно уклоняется от призрака насилия, который обвиняет ее в совершенных во время Второй мировой войны деяниях в Китае.

Поэтому необходимо поднимать каждый лучик надежды, который высвечивается если не прямо в самом болящем сердце, то хотя бы на клочке территории рядом с этой теневой зоной. Молодцы, армянские судьи!


Перевод: Лариса Дереча