Заявления, прозвучавшие на прошедшей в Батуми энергетической конференции, посвященной Южному энергетическому коридору, четко определили основные вопросы этого маршрута, призванного транспортировать каспийские углеводороды в Европу. Потенциальные поставщики газа призвали конкретизировать перспективы проектов транспортировки углеводородов по Южному коридору, ждут конкретных коммерческих предложений для экспорта собственного газа.

Экспортеры газа на конференции фактически дали понять акционерам проектируемых в Южном коридоре трубопроводов, что пора бы определиться с существующими вопросами и перейти к конкретным шагам по созданию маршрутов. В частности, это касается вопросов финансирования проектов, предоставления транзитной территории для экспорта газа.

Представители Азербайджана неоднократно заявляли, что транспортировка газа будет осуществлять только по тем маршрутам, которые окажутся наиболее коммерчески привлекательными. Показательным в этом смысле является начало коммерческого экспорта азербайджанского газа в Россию и Иран.

Интересным в этом контексте также является то, что участники конференции в Батуми предлагали альтернативные традиционным маршруты поставок каспийского газа в Европу. В ходе встречи были представлены проекты строительства на грузинском Черноморском побережье терминалов по сжатию газа и его морской транспортировки в Румынию и Болгарию для дальнейшей отправки по европейской газотранспортной системе, а также проект Белый поток, предполагающий строительство газопровода по Черному морю.

Вопросы обеспечения газом с каждым годом становоятся все более острыми. При этом каспийский газ готовы покупать не только такие потребители, как Восточная Европа, не имеющая в достаточном количестве запасов этого вида топлива, но и Россия и Иран, занимающие первое и второе место в мире по запасам газа соответственно. Значительно растет потребление газа в Азии, в частности в Китае.

Повышение спроса на газ увеличивает число проектируемых маршрутов его транспортировки, и как следствие конкуренцию на рынке. Таким образом, акционеры проектов транспортировки газа должны не только ускорить реализацию своих идей, но и предложить наиболее выгодные условия для того, чтобы получить газ.

По оценкам немецкой компании RWE, тариф на транспортировку газа по трубопроводу Набукко окажется ниже от 41 до 73 процентов в сравнении с аналогичными ставками в проектах Южный поток, Италия-Греция (IGI) и Трансадриатический трубопровод (TAP).
Оценочный тариф, по данным RWE, на транспортировку по трубопроводу Набукко тысячи кубических метров газа на каждые 100 километров маршрута трубы составит 1,7 евро. Для сравнения компания привела затраты на прокачку тысячи кубометров газа по газопроводу IGI, TAP и Южный поток, которые составят 2,9, 6,2 и 3,8 евро (на каждые 100 км) соответственно.

По оценкам RWE, себестоимость доставки тысячи кубических метров газа от устья скважины азербайджанского газового месторождения "Шах Дениз" до мирового рынка сбыта по газопроводу Набукко составит 77 евро. Себестоимость доставки тысячи кубических метров газа от Шах-Дениза до рынка сбыта по газопроводу IGI составит 90 евро, по TAP - 104 евро, по Южному потоку - 106 евро.