Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Армения - Грузия: отношения “безоблачные” и “прекрасные”

© РИА Новости / Перейти в фотобанкБатумский морской торговый порт
Батумский морской торговый порт
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поездка, судя по всему, оказалась удачной и полезной. В центре внимания были вопросы углубления и развития двусторонних отношений, а также комплекс проблем, связанных с началом работы контрольно-пропускного пункта “Верхний Ларс” на грузинско-российской границе.

Поездка, судя по всему, оказалась удачной и полезной. В центре внимания были вопросы углубления и развития двусторонних отношений, а также комплекс проблем, связанных с началом работы контрольно-пропускного пункта “Верхний Ларс” на грузинско-российской границе. Очевидно, что возобновление транзитного движения по грузинской территории выгодно всем задействованным в этом процессе сторонам в лице Еревана, Тбилиси и Москвы. Думается, Аджария в качестве места встречи была выбрана не случайно. Этот благодатный край не чужая для армян сторона. Веками здесь жили и трудились десятки тысяч наших соотечественников. И сегодня аджарское побережье — одно из излюбленных мест летнего отдыха жителей нашей страны. На этом, кстати, акцентировал внимание и Михаил Саакашвили.

Отметив, что “летом в Батуми приезжает много армян, и их гостеприимно встречают местные жители”, он указал также, что “здесь проживает много этнических армян, есть армянские церкви. Все этнические группы проживают в мире и согласии, и мы считаем это нашим достижением”. Впрочем, легко предположить, что отнюдь не национально-этнический аспект превалировал во время пребывания Сержа Саргсяна в аджарской столице. Именно на “аджарском направлении” рубежи нашей страны наиболее близко подходят к Черному морю. Но эта близость относительна. Путешествие в Батуми, Кобулети, Махинджаури и другие центры здешнего туристического рая отнимает ныне у ереванцев более 12 часов. Причем дорогу пока нельзя считать слишком удобной. Еще дольше идут грузовые и пассажирские составы.

А, как известно, чем дальше — тем дороже. Между тем, напомним, 70 процентов нашего импорта проходит именно через грузинские порты и по грузинским магистралям. Но даже если не брать в расчет денежный аспект (хотя куда без него?!), длительность и неудобства путешествия способны отравить все удовольствие от отдыха. Особенно если отпуск, как сейчас часто бывает, невелик...

Однако обстоятельства должны меняться в лучшую сторону. Как известно, Азиатский банк развития уже одобрил проект строительства автодороги, которая свяжет север нашей страны с побережьем Аджарии самым коротким маршрутом, и выделил первый транш 500-миллионного кредита. Автомобилисты с советским еще опытом помнят, конечно, что была такая дорога, которая шла из тогда еще Ленинакана через приграничный с Турцией грузинский город Вале в Батуми. Шла эта неширокая асфальтовая полоса практически впритык к госгранице, которая, известное дело, была тогда на крепком замке, послушно повторяя все изгибы рубежей отечества. И ездить по этой рокаде, полностью проходящей по приграничной полосе, обычные люди никак не могли, разве что если удавалось разжиться спецпропуском.

Дорога служила лишь советским военным и пограничникам. По ней удобно было быстро перебрасывать части на нужный участок границы со страной — членом НАТО. После краха империи эта дорога, и без того не слишком благоустроенная (танки, известное дело, грязи не боятся!), пришла в полный упадок. Ею вообще перестали пользоваться. Но ведь сама трасса сохранилась. И теперь здесь будет проложен новый путь — удобный, современный и гладкий. А главное — короткий. Когда трасса Гюмри — Батуми начнет действовать в качестве важнейшего звена международного транспортного коридора Север — Юг, это километров на 250, если не больше, сократит путь наших автомобилистов к морю. И выигрыш во времени будет соответствующим. Бросок с ветерком до Батуми займет часов 7-8. Заметим, что такой расклад вполне позволит потенциальным курортникам направляться к вожделенным ласковым волнам даже на пару дней, скажем, на выходные. Ну и, конечно, настолько же сократится дорога для грузового автотранспорта, что не может не сказаться положительно на ценах.

Заметим также, что этим путем станут интенсивно пользоваться и зарубежные перевозчики, в частности иранские. Это автоматически повышает транзитную привлекательность нашей страны, делая турецко-азербайджанскую блокаду еще более бессмысленной.

Такого рода взаимовыгодные планы возможно осуществить, только когда между странами-соседями существуют доброжелательные отношения. Власти и в Ереване, и в Тбилиси понимают это очень хорошо. Поэтому в ходе визита данное обстоятельство особенно подчеркивалось. Так, президент Михаил Саакашвили охарактеризовал двусторонние отношения словом “безоблачные”. В том, что так сложилось, он видит заслугу не только политиков (хотя роль президентов в этом велика, подчеркнул грузинский руководитель), но и в первую очередь заслугу обоих народов. По его словам, “Грузия всегда рада успехам Армении и переживает из-за проблем”, с которыми сталкивается соседняя страна. Серж Саргсян с такими оценками согласился. Он подтвердил, что отношения между нашими государствами являются “прекрасными”, и выразил уверенность, что такими они останутся и впредь. В Батуми президент не только вел переговоры и осматривал многочисленные достопримечательности живописного уголка Грузии. Он заинтересованно ознакомился с осуществляемыми здесь многообещающими инвестиционными программами, посетил армянскую церковь, встретился с представителями армянской диаспоры края.