Власти Грузии надеются, что защитив торговой маркой хачапури – грузинскую лепешку из теста с сыром, весьма популярную на территории всего бывшего СССР – они смогут открыть для грузинской кухни и продовольственных товаров новые рынки в Соединенных Штатах и Западной Европе.

Обычно хачапури – это более тонкий и больший по размеру вариант кальцоне. Как и многие другие грузинские блюда, в различных вариациях они получили широкое распространение на территории бывшего Советского Союза. Так, например, в России и Украине в эти лепешки добавляют грибы и мясо, что в Грузии считается равносильным святотатству.

Грузинское правительство надеется, что разрабатываемый Национальным центром интеллектуальной собственности законопроект позволит создать для хачапури репутацию во всем мире и поможет Грузии обрести должное международное признание за свои лепешки с соленым сыром, являющиеся столпом ее национальной кухни.

Согласно этому закону в Грузии будет введена европейская система защиты торговых марок TSG (Traditional Specialty Guaranteed), удостоверяющая, что сельскохозяйственная продукция и продовольственные товары произведены с использованием соответствующих ингредиентов и традиционной технологии. Творческие изыски будут уже недопустимы.

К концу текущего года Министерство сельского хозяйства должно представить законопроект на рассмотрение парламента.

Сертификация продукции по системе TSG не оградит хачапури от подражательства производителей за пределами Грузии, но запретит им называть свои изделия из теста "хачапури", если только они не будут произведены с использованием ингредиентов и технологии, оговоренных Национальным центром интеллектуальной собственности Грузии.

Задача заставить страны соблюдать требования TSG в отношении хачапури будет зависеть от двусторонних соглашений. С Украиной у Грузии подобное соглашение имеется. Страна планирует заключить аналогичные договоры с ЕС, что позволит обеспечить соблюдение правил TSG во всех 27 странах европейского блока.

"Это не принесет немедленной выгоды грузинским фермерам и экономике, но в конечном итоге поможет грузинским продуктам завоевать добрую репутацию", – сказал EurasiaNet.org. министр сельского хозяйства Грузии Бакур Квезерели.

Не только хачапури будет производиться под торговой маркой. Аналогичные меры предполагается принять и в отношении других национальных блюд, включая сулугуни – кисловато-соленого сыра, являющегося основным компонентом хачапури – и ткемали – кислого соуса из слив, подаваемого к говядине и другим блюдам.

До настоящего момента главным приложением сил грузинских властей в области сертификации было вино. 18 экспортных сортов имеют сертификаты, в которых зафиксированы их характеристики и принадлежность к Грузии.

Расчеты на то, что в России будут соблюдать права на торговую марку, могут оказаться напрасной надеждой. В 2006 году РФ запретила ввоз в страну грузинской сельхозпродукции, однако рестораны грузинской кухни в российской столице по-прежнему пользуются популярностью.

Должностные лица в Тбилиси надеются, что грузинская кухня и вино станут так же популярны в национальных ресторанах США и Западной Европы, как и в России. По словам министра Квезерели, власти разрабатывают планы заключения с США межправительственного соглашения о признании торговых марок на грузинские фрукты и овощи, а также хачапури.

По словам Дары Голштейн (Darra Goldstein), составившей в 1993 году сборник рецептов грузинской кухни и кулинарных традиций под названием "Грузинский пир", грузинские продукты имеют шанс закрепиться в Соединенных Штатах.

"Многие годы я думала, что в США появятся лотки с хачапури, которые могут стать следующей волной в области создания оригинальной пиццы, и хинкали (грузинскими клецками) – новыми равиоли, – писала в электронном сообщении EurasiaNet.org учредитель массачусетского журнала "Gastronomica". – Но, по крайней мере в Штатах, грузинская кухня не слишком хорошо известна, за исключением городов, где обосновалось много выходцев из Грузии и России, таких как Нью-Йорк и Лос-Анджелес".

Некоторые рестораны в США предлагают грузинские блюда различного качества, но зачастую их предлагают в качестве "сборной солянки", составленной из блюд бывших советских республик, ориентированной на недавних иммигрантов. Чтобы сделать грузинскую кухню популярной в США, Грузии нужно привлекать в страну больше американских туристов, советует Дарра Гольштейн. "Именно так обрела такую популярность здесь итальянская кухня (на которую еще в 1960-ых годах смотрели свысока, но затем люди начали ездить в Тоскану, и отношение кардинально изменилось)", – пишет она. – То же самое произошло и с тайской едой".

Грузинский этнограф Тедо Сахокия XX века выяснил, что хачапури впервые начали изготавливать в средние века в горных селениях на северо-западе Грузии. Со временем блюдо распространилось по всей стране, в разных районах выпекали свои разновидности этой лепешки, начиная от хлеба в форме лодки, щедро посыпанного сверху сырно-яичной массой, до пирога типа кальцоне с начинкой из сваренных вкрутую яиц.

Грузинские пекари, с которыми разговаривал корреспондент EurasiaNet.org, выражали удивление, почему хачапури пока не получили распространение у американских потребителей. Правда, по словам одного тбилисского пекаря, приготовление идеальных хачапури – это не только смешивание ингредиентов в соответствующей пропорции.

"Можно сделать их и в Америке, но такие вещи, как хачапури – это не только следование рецепту, добавление такого-то количества воды и соли", – говорит Нана Цанава. "Требуется еще это и это", – добавляет она, показывая на руки и сердце.