Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Земля, которую отняли (Часть I)

© public domainгрузия
грузия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еше до наступления большевизма интеллигенция России считала русскую нацию избранной и позволяла себе поучать другие народы. «Мы,- писал П.Чаадаев,- народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, и существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».

Еше до наступления большевизма интеллигенция России считала русскую нацию избранной и позволяла себе поучать другие народы. «Мы,- писал П.Чаадаев,- народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, и существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».

Действительно, «чем же отличается друг от друга господство Советов рабочих и крестьян от властелинов старого режима, если не своеволием и дилетантизмом властей?»

Еще с 30-х годов XVII века Россия начинает активно вмешиваться в дела Грузии. Она способствует внутренним войнам, чтобы ослабить страну и предстает перед нами в роли инспиратора, финансирующего эти процессы.

В частности, в 1634 году Россия не пожалела сил, чтобы вызвать в Картлийском царстве нестабильную ситуацию и привести к власти прорусского правителя – царя Теймураза I, эриставов Арагвского и Ксанского и др. феодалов Словом, говоря современной терминологией, Россия финансировала тогдашнюю оппозицию.

Этот процесс продолжался впоследствии. Из России вновь поступали деньги на поддержку дестабилизации. В 1642 году Теймуразу I передали 20000 ефимок («ефимка» равнялась 50 копейкам) и подарки на 2200 рублей...

Более двух веков наша Родина находится в положении войны с Россией. Грузия дважды сумела вырваться из когтей двуглавого орла. Третья атака была предпринята в горячие дни августа 2008 года, в результате которой Россия растоптала своим грязным сапогом 20 процентов территории страны (12 тысяч квадратных километров исконно грузинской земли – Абхазия и часть Шида Картли).

После восстановления независимости Грузия не смотрела в сторону запада и не заостряла внимания на вступление в НАТО. Но Россия фактически отняла у нас Абхазию и Цхинвальский регион, и до августовской войны эти территории целых 18 лет находились вне нашей юрисдикции. Поэтому излишне говорить о том, что якобы прозападная ориентация стала своеобразной причиной российско-грузинского противостояния. Наоборот, именно антигрузинская политика России обусловила стремление Грузии к западным ценностям.

По мнению многих, российское руководство не признает наших претензий и поэтому не садится за стол переговоров. Ложь! Россия не приемлет единой, демократической, независимой Грузии. Именно в этом главная причина противостояния.

Проект расчленения Грузии был запланирован давно. На фоне распада СССР – "империи зла" и начала Грузией борьбы за независимость инициатор создания Содружества Независимых Государств лидер Советского Союза Михаил Горбачев тогда же открыто и нагло заявил: «Грузия выйдет из состава Советского Союза, но без Абхазии и Южной Осетии». Таким образом, Абхазия и т.н. «Югоосетинская автономия область» должны были стать и стали главным рычагом, который должен был приковать Грузию к обновленной империи – Содружеству Независимых Государств, а исполнителем этой коварной затеи стала – советская армия.

11 декабря 1990 года Верховный Совет Грузии отменил «Югоосетинскую автономную область». В ответ на это действие президент Советского Союза Михаил Горбачев 7 января 1991 года издал приказ о восстановлении Югоосетинской автономной области, чем поощрил осетинских сепаратистов, которых поддерживали части расположенных на территории области советских войск.

В такой напряженной ситуации 23 марта 1991 года на территории Грузии в поселке Казбеги состоялась встреча председателя Верховного Совета Республики Грузия Звиада Гамсахурдиа и председателем Верховного Совета Российской Федерации Борисом Ельциным, который то время был в противостоянии с Горбачевым. Был подписан «Протокол встречи и переговоров».
Этот исторического значения документ состоит из восьми статей. В тот период для Грузии большое значение имели два момента: 1) в «Протоколе встречи и переговоров» дважды (в статьях III и IV) упомянута не как Югоосетинская автономная область, а как «бывшая Югоосетинская автономная область».

А это означает, что Борис Ельцин считал законным отмену Верховным Советом Грузии Югоосетинской автономной области и, в то же время, не признавал приказа президента Советского Союза Михаила Горбачева о восстановлении Югоосетинской автономной области. 2) Статья IV "Протокола встречи и переговоров" перед министерством обороны Советского Союза ставила вопрос о выводе советских войск с территории Югоосетинской автономной области. В случае удовлетворения требований Грузии осетинские сепаратисты оставались без союзников и покровителей.

Было также важно то, что стороны достигли согласия по вопосу подписания грузино-российского договора, проект которого должен был быть подготовлен за апрель 1991 года.

"Протокол встречи и переговоров", подписанный председателями Верховных Советов Грузии и Российской Федерации 23 марта 1991 года в поселке Казбеги, был значительным достижением грузинского национального руководства и грузинской дипломатии.

Но в отличие от Э. Шеварднадзе, Звиад Гамсахурдиа видимо забыл истинность слов Уинстона Черчилля: "Цена подписанных с Россией договоров не превышает цены бумаги, на которой они напечатаны".

Именно после этого Москва усилила активность в поддержке сепаратистов в Абхазии и Шида Картли. Россия явно поддерживала оппозицию Звиада Гамсахурдиа. Свержение власти Звиада Гамсахурдиа и приход к власти Эдуарда Шеварднадзе предвещало победу России.

Второй президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сыграл на политической сцене три роли, которым позавидовали бы многие политики. Первую роль он исполнил в коммунистической Грузии, вторую – на посту министра иностранных дел СССР: на него возлагалась важнейшая роль в формировании нового мира, и эта его роль состоялась.

Третья роль должна была быть сыграна на посту президента Грузии. На него была возложена ведущая роль в управлении процессом формирования новой общественной структуры. К сожалению, эта миссия не состоялась, да и не могла состояться из-за отсутствия верной теории, стратегии и тактики управления процессами в переходный период. Руководство Шеварднадзе не проявило политической воли в деле добросовестного осуществления стратегии, пусть даже продиктованной извне. Он так и остался министром иностранных дел, и один из создателей деформированной структуры стал ее же заложником.
Москва, и это - очевидно, не доверяла Шеварднадзе. Не доверяла и после того, как Э. Шеварднадзе сумел ввести Грузию в Содружество независимых госудасртв (1993 г.).

Чтобы с самого начала избежать прозападной ориентации Грузии, Россия дала апсуа и осетинским сепаратистам возможность нарушить территориальную целостность Грузии – Абхазия и часть Шида Картли (Цхинвальский регион) вышли из-под юрисдикции Грузии.

25 июня 1992 года в Сочи состоялась встреча между Э. Шеварднадзе и Б.Ельциным. Было принято совместное решение по урегулированию политической ситуации в Шида Картли. Под эгидой ОБСЕ в регионе была осуществлена мирная инициатива, которая была призвана создать стабильную обстановку в области. Трехсторонние миротворческие силы (грузины, россияне, осетины) обеспечивали безопасность населения и стабильность региона. Но это решение только законсервировало цхинвальскую проблему, и грузинская юрисдикция фактически была приостановлена на значительной части этой территории. Хотя Россия "признавала" эти территории составной частью Грузии. Законсервированный конфликт выглядел сравнительно безобидным.

Его контролировала группа наблюдателей ОБСЕ, и Евросоюз активно пытался всячески урегулировать конфликт. Спокойствие населения охраняли смешанные миротворческие силы. К кое-каким политическим результатам привели и периодические встречи Э.Шеварднадзе с де-факто цхинвальскими властями в Ликани (1996 г.), Джава (1998 г.). Такие встречи повышали фактор доверия, но достичь всестороннего урегулирования конфликта не удавалось, как не удавалось определить политический статус региона в составе единой Грузии. 16 мая 1996 года в Москве между грузинской и осетинской сторонами был подписан Меморандум об обеспечении безопасности и принципах взаимного доверия. Определенные надежды подавала посредническая деятельность президента Северной Осетии – Алания в деле достижения взаимного понимания между противоборствующими сторонами. Все это создало определенные условия для достижения политической стабильности, сравнительно спокойной стала жизнь рядовых граждан.

(Продолжение следует)