Еше до наступления большевизма интеллигенция России считала русскую нацию избранной и позволяла себе поучать другие народы. «Мы,- писал П.Чаадаев,- народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, и существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».

Действительно, «чем же отличается друг от друга господство Советов рабочих и крестьян от властелинов старого режима, если не своеволием и дилетантизмом властей?»

Еще с 30-х годов XVII века Россия начинает активно вмешиваться в дела Грузии. Она способствует внутренним войнам, чтобы ослабить страну и предстает перед нами в роли инспиратора, финансирующего эти процессы.

В частности, в 1634 году Россия не пожалела сил, чтобы вызвать в Картлийском царстве нестабильную ситуацию и привести к власти прорусского правителя – царя Теймураза I, эриставов Арагвского и Ксанского и др. феодалов Словом, говоря современной терминологией, Россия финансировала тогдашнюю оппозицию.

Этот процесс продолжался впоследствии. Из России вновь поступали деньги на поддержку дестабилизации. В 1642 году Теймуразу I передали 20000 ефимок («ефимка» равнялась 50 копейкам) и подарки на 2200 рублей...

Более двух веков наша Родина находится в положении войны с Россией. Грузия дважды сумела вырваться из когтей двуглавого орла. Третья атака была предпринята в горячие дни августа 2008 года, в результате которой Россия растоптала своим грязным сапогом 20 процентов территории страны (12 тысяч квадратных километров исконно грузинской земли – Абхазия и часть Шида Картли).

После восстановления независимости Грузия не смотрела в сторону запада и не заостряла внимания на вступление в НАТО. Но Россия фактически отняла у нас Абхазию и Цхинвальский регион, и до августовской войны эти территории целых 18 лет находились вне нашей юрисдикции. Поэтому излишне говорить о том, что якобы прозападная ориентация стала своеобразной причиной российско-грузинского противостояния. Наоборот, именно антигрузинская политика России обусловила стремление Грузии к западным ценностям.

По мнению многих, российское руководство не признает наших претензий и поэтому не садится за стол переговоров. Ложь! Россия не приемлет единой, демократической, независимой Грузии. Именно в этом главная причина противостояния.

Проект расчленения Грузии был запланирован давно. На фоне распада СССР – "империи зла" и начала Грузией борьбы за независимость инициатор создания Содружества Независимых Государств лидер Советского Союза Михаил Горбачев тогда же открыто и нагло заявил: «Грузия выйдет из состава Советского Союза, но без Абхазии и Южной Осетии». Таким образом, Абхазия и т.н. «Югоосетинская автономия область» должны были стать и стали главным рычагом, который должен был приковать Грузию к обновленной империи – Содружеству Независимых Государств, а исполнителем этой коварной затеи стала – советская армия.

11 декабря 1990 года Верховный Совет Грузии отменил «Югоосетинскую автономную область». В ответ на это действие президент Советского Союза Михаил Горбачев 7 января 1991 года издал приказ о восстановлении Югоосетинской автономной области, чем поощрил осетинских сепаратистов, которых поддерживали части расположенных на территории области советских войск.

В такой напряженной ситуации 23 марта 1991 года на территории Грузии в поселке Казбеги состоялась встреча председателя Верховного Совета Республики Грузия Звиада Гамсахурдиа и председателем Верховного Совета Российской Федерации Борисом Ельциным, который то время был в противостоянии с Горбачевым. Был подписан «Протокол встречи и переговоров».
Этот исторического значения документ состоит из восьми статей. В тот период для Грузии большое значение имели два момента: 1) в «Протоколе встречи и переговоров» дважды (в статьях III и IV) упомянута не как Югоосетинская автономная область, а как «бывшая Югоосетинская автономная область».

А это означает, что Борис Ельцин считал законным отмену Верховным Советом Грузии Югоосетинской автономной области и, в то же время, не признавал приказа президента Советского Союза Михаила Горбачева о восстановлении Югоосетинской автономной области. 2) Статья IV "Протокола встречи и переговоров" перед министерством обороны Советского Союза ставила вопрос о выводе советских войск с территории Югоосетинской автономной области. В случае удовлетворения требований Грузии осетинские сепаратисты оставались без союзников и покровителей.

Было также важно то, что стороны достигли согласия по вопосу подписания грузино-российского договора, проект которого должен был быть подготовлен за апрель 1991 года.

"Протокол встречи и переговоров", подписанный председателями Верховных Советов Грузии и Российской Федерации 23 марта 1991 года в поселке Казбеги, был значительным достижением грузинского национального руководства и грузинской дипломатии.

Но в отличие от Э. Шеварднадзе, Звиад Гамсахурдиа видимо забыл истинность слов Уинстона Черчилля: "Цена подписанных с Россией договоров не превышает цены бумаги, на которой они напечатаны".

Именно после этого Москва усилила активность в поддержке сепаратистов в Абхазии и Шида Картли. Россия явно поддерживала оппозицию Звиада Гамсахурдиа. Свержение власти Звиада Гамсахурдиа и приход к власти Эдуарда Шеварднадзе предвещало победу России.

Второй президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сыграл на политической сцене три роли, которым позавидовали бы многие политики. Первую роль он исполнил в коммунистической Грузии, вторую – на посту министра иностранных дел СССР: на него возлагалась важнейшая роль в формировании нового мира, и эта его роль состоялась.

Третья роль должна была быть сыграна на посту президента Грузии. На него была возложена ведущая роль в управлении процессом формирования новой общественной структуры. К сожалению, эта миссия не состоялась, да и не могла состояться из-за отсутствия верной теории, стратегии и тактики управления процессами в переходный период. Руководство Шеварднадзе не проявило политической воли в деле добросовестного осуществления стратегии, пусть даже продиктованной извне. Он так и остался министром иностранных дел, и один из создателей деформированной структуры стал ее же заложником.
Москва, и это - очевидно, не доверяла Шеварднадзе. Не доверяла и после того, как Э. Шеварднадзе сумел ввести Грузию в Содружество независимых госудасртв (1993 г.).

Чтобы с самого начала избежать прозападной ориентации Грузии, Россия дала апсуа и осетинским сепаратистам возможность нарушить территориальную целостность Грузии – Абхазия и часть Шида Картли (Цхинвальский регион) вышли из-под юрисдикции Грузии.

25 июня 1992 года в Сочи состоялась встреча между Э. Шеварднадзе и Б.Ельциным. Было принято совместное решение по урегулированию политической ситуации в Шида Картли. Под эгидой ОБСЕ в регионе была осуществлена мирная инициатива, которая была призвана создать стабильную обстановку в области. Трехсторонние миротворческие силы (грузины, россияне, осетины) обеспечивали безопасность населения и стабильность региона. Но это решение только законсервировало цхинвальскую проблему, и грузинская юрисдикция фактически была приостановлена на значительной части этой территории. Хотя Россия "признавала" эти территории составной частью Грузии. Законсервированный конфликт выглядел сравнительно безобидным.

Его контролировала группа наблюдателей ОБСЕ, и Евросоюз активно пытался всячески урегулировать конфликт. Спокойствие населения охраняли смешанные миротворческие силы. К кое-каким политическим результатам привели и периодические встречи Э.Шеварднадзе с де-факто цхинвальскими властями в Ликани (1996 г.), Джава (1998 г.). Такие встречи повышали фактор доверия, но достичь всестороннего урегулирования конфликта не удавалось, как не удавалось определить политический статус региона в составе единой Грузии. 16 мая 1996 года в Москве между грузинской и осетинской сторонами был подписан Меморандум об обеспечении безопасности и принципах взаимного доверия. Определенные надежды подавала посредническая деятельность президента Северной Осетии – Алания в деле достижения взаимного понимания между противоборствующими сторонами. Все это создало определенные условия для достижения политической стабильности, сравнительно спокойной стала жизнь рядовых граждан.

(Продолжение следует)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.