Грузинская редакция радиостанции "Голос Америки" беседовала с бывшим послом Америки в НАТО, господином Куртом Уокером. Основными темами беседы были новая стратегия НАТО, отношения НАТО-Грузии, и роль России в отношениях Грузия-Запад.

Предлагаем подробную версию беседы с американским дипломатом.

На наш вопрос, какая разница между новой и старой стратегиями НАТО, господин Уокер сказал: "Первым делом, надо отметить, что разработка новой стратегии было желанием стран членов НАТО, и в минувшем году на саммите НАТО Генерального Секретаря (Андерса фог Расмуссена) просили разработать новый документ. После этого, группа экспертов в составе из 12 человек, под руководством Мадлен Олбрайт, на основе проведенного исследования представила документ, который на данном этапе является всего лишь предложением, а не утвержденной стратегией. На лиссабонском саммите Генеральный Секретарь представит на утверждение стран НАТО свою версию стратегии.

Стратегия состоит из трех основных аспектов: первый, оценка традиционных военных опасностей, например, таких, как идущая из Афганистана опасность. Второй аспект, как Альянс должен справиться с Россией, и какие нужно установить механизмы для укрепления пятого пункта устава НАТО. Третий аспект ставит целью, как Альянсу действовать против нетрадиционных опасностей, например, таких как кибер, и энерго безопасность".

По словам господина Уокера, новая стратегия НАТО является консолидацией тех принципов, которые вот уже несколько лет являются основным механизмом управления Альянса. Например, не является новостью, что НАТО в новой стратегии говорит, что "может защищать интересы стран-членов вне пределов своей территории". Эта концепция впервые была разработана на саммите 2002 года в Рейкьявике.

На вопрос, есть ли какая-то связь между объявленной НАТО новой стратегией и новой военной доктриной России, господин посол ответил: "Легко видно, где и почему можно провести параллели, однако, с другой стороны, надо учитывать, что НАТО всегда был оборонным Альянсом. Касательно России, она в отличие от НАТО, часто действует агрессивно на почве одностороннего решения, позволяет себе защищать своих граждан, где сама того захочет, даже когда они граждане России всего-то потому, что им просто раздали российские паспорта. Это громадная качественная разница между Россией и НАТО. Поэтому, пока рано говорить, что новая стратегия, и новая российская военная доктрина в прямой связи между собой".

Один из пунктов новой стратегии упоминает Грузию и Украину, и называет необходимым условием удовлетворение требований, нужных для членства Альянса. Однако в этой части стратегии не упоминается фактор России. На то, означает ли это обход российского фактора в вопросе расширения Альянса, господин Уокер сказал: "Первым делом, ни Грузия, ни Украина не должны желать, чтобы их отношения с НАТО оценивались в призме России. Второй, обнадеживающий фактор, что стратегия положительно оценивает расширение НАТО. На данном этапе нужно придавать большое значение углублению отношений между НАТО и потенциальными членами, это означает, что Грузия должна продолжить путь в направлении демократии, рыночной экономики и институциональных реформ. А со стороны НАТО, необходимо возобновить беседу, связанную с расширением. Вместе с тем, вступление Македонии в НАТО является удачным примером того, что, несмотря на то, что Альянс устал от рассмотрения связанных с расширением вопросов, процесс все же продолжается. На Бухарестском саммите 2008 года Альянс принял решение, что после разрешения спора в связи с названием Македонии, Альянс предложит стране членство. И это действительно так и произошло.

Что касается Грузии, в западной Европе знают, что территориальная целостность страны нарушена, и если Грузия станет членом НАТО, это приведет к конфронтации Альянса с Россией. К тому же, Альянсу прекрасно известно, что Грузии еще многое нужно сделать в направлении соответствия критериям членства. По этим причинам подход европейцев к Грузии такой: зачем поднимать этот вопрос сейчас, когда членство Грузии нереально, и зачем создавать раньше времени сложности с Россией. На мой взгляд, именно поэтому затормозился вопрос рассмотрения членства Грузии в НАТО в течение последних 2 лет".

Господин Уокер оценил пессимистически для Грузии придание статуса региональной организации российскому договору коллективной безопасности. По его словам, это происходит из-за того, что Россия хочет утвердиться в этом статусе.

Также примечательна оценка господина Уокера в отношении грузино-российской политики администрации Обамы. Президент Обама 10 мая направил письмо Конгрессу, в котором просит Конгресс утвердить т.н. "Соглашение 1-2-3". Договор является основой ядерного сотрудничества с Россией. В послании говорилось, что "Грузия не представляет преграду в ядерном сотрудничестве между Америкой и Россией".

Господин Уокер назвал это предложение ошибкой: "По моему мнению, это было ошибкой. Такое предложение включили в письмо по небрежности, и надеюсь, что это предложение не отражает глубокое политическое мышление администрации. Известно, что для достижения этого соглашения администрация Буша провела длительные переговоры с Россией, однако после российско-грузинской войны отозвала отправленное в сенат на ратификацию соглашение. То, что над соглашением работала и администрация Буша, означает, что условия соглашения, бесспорно, входят в интересы Америки. Во время его отзыва было принято политическое решение, с целью продемонстрировать осуждение Америкой российской агрессии ".

По словам Уокера, "Соглашение 1-2-3" все так же остается в интересах Америки, однако стоит сожаления, что администрация Обамы увязывает этот вопрос с Грузией, и явно придает ему преимущество. По его же словам, в текст обязательно должны были включить заявление о безусловной поддержке со стороны Америки независимости, территориальной целостности и демократического развития Грузии: "Сейчас создается впечатление, будто договор подразумевает, что защита прав Грузии в контексте сотрудничества с Россией менее значительна. А это неправильный подход к вопросу".

Как известно, Россия успешно завершила переговоры с Францией о закупке авианосцев типа "Мистраль". По заявлениям российских чиновников, определенная часть кораблей будет также дислоцироваться на Черном Море. Господина Уокера мы просили комментарий и в связи с продажей "Мистраль". Согласно Уокеру, "это скорее связано с символизмом, нежели с содержанием.

Россия уже является ведущим игроком в Черноморском регионе, как с точки зрения морского флота, так и по сухопутным силам. Однако контекст, в котором была совершена эта сделка, значителен с той точки зрения, что становится непонятным, какой сигнал посылается России, и что это может означать для Грузии".

Господин Уокер также заявил, что Россия напала на Грузию, признала Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, по-прежнему продолжает оккупацию территорий Грузии и нарушает соглашение о прекращении огня, которое, между тем, было инициативой президента Франции. На этом фоне, закупка от Франции военный кораблей очень символична: "Тот факт, что продажа "Мистраля" произошла после войны с Грузией, указывает на то, что Европа проявляет мягкость в отношении России. Такое развитие обстоятельств чревато последствиями для Грузии".

Господин Уокер оценил как маловероятное размещение военных баз НАТО, или США в Грузии. По его словам, политически это будет очень сложным процессом. Первым делом, Россия окажет категорическое сопротивление обсуждению этого вопроса. Второй фактор, что "западные европейцы все еще обвиняют Грузию в начале войны с Россией. Из-за этого мнения они считают, что не должно происходить ни малейшего поощрения Грузии с военной точки зрения".

Мы просили господина Уокера сделать комментарий по поводу существования предположительной альтернативы политической ориентации для Грузии на фоне регионального контекста, ослабления внимания американской администрации и роста влияния Турции и Ирана в регионе. Согласно Уокеру, Грузия должна продолжать стремление к Западу не за тем, чтобы разделить стол с Саркози и Обама, а для того, чтобы повысить качество жизни страны. Население Грузии будет лучше жить в условиях демократии и рыночной экономики, а Ахмадинежад, или кто-то другой, не могут предложить Грузии эту альтернативу."

Господин Уокер сторонник продажи Грузии оборонного вооружения. По его словам: " Все страны имеют право защитить себя. Оборонное вооружение, подготовка и оснащение является легитимной необходимостью каждой страны. И ни у кого не должно возникать претензии, или подозрений на этот счет".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.