Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Каковы шансы у очередной авантюры Азербайджана в ООН?

© коллаж ИноСМИазербайджан оон
азербайджан оон
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сообщение о том, что 9 сентября на заседании 64-й сессии Генассамблеи ООН ожидается голосование резолюции под названием “Соблюдение норм международного гуманитарного права и международных стандартов в сфере прав человека на оккупированных территориях Азербайджана”, неожиданным не назовешь.

Сообщение о том, что 9 сентября на заседании 64-й сессии Генассамблеи ООН ожидается голосование резолюции под названием “Соблюдение норм международного гуманитарного права и международных стандартов в сфере прав человека на оккупированных территориях Азербайджана”, неожиданным не назовешь. Слухи о том, что Азербайджан готовит для обсуждения в ООН очередную резолюцию по Карабаху, просочились в отечественную прессу уже давно. И в этом плане есть надежда, что армянская дипломатия успела подготовиться к тому, чтобы отразить очередную попытку Азербайджана задействовать в урегулировании карабахского конфликта ООН.

В проекте инициированной Азербайджаном резолюции говорится, в частности, о неправомерности одностороннего изменения демографической картины в зоне карабахского конфликта, о необходимости возвращения беженцев в места своего раннего проживания и создания для этого соответствующих условий, о недопустимости уничтожения памятников культуры и святынь. Кроме этого содержится призыв к ОБСЕ направить в зону конфликта многонациональную миссию для изучения ситуации на месте.

Примечательно, что в тот же день предполагается вынести на обсуждение предложенную Сербией резолюцию, не признающую недавнее решение международного суда о правомерности независимости Косово. Азербайджанские источники, комментируя на этом фоне карабахскую резолюцию, отмечают: “Азербайджан старается держать в повестке дня этот вопрос, чтобы не допустить повторения косовского сценария в отношении Карабаха”.  Напомним, что это не первая попытка Азербайджана протащить в ООН под видом гуманитарного права документ, в котором содержится словосочетание “оккупированные территории”. Впервые им удалось внести в повестку Генассамблеи ООН пункт под названием “Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана” в 2004 году. В 2008 году на 62-й сессии Генассамблеи ООН была принята предложенная Азербайджаном резолюция с тем же названием. В документе содержалось требование “незамедлительно вывести армянские войска с оккупированных территорий Азербайджана” и подчеркивалась “необходимость обеспечения в нагорно-карабахском регионе естественных, безопасных и равных жизненных условий для армянской и азербайджанской общин”.

Резолюция тогда была принята 39-ю голосами “за”, 7-ю — “против” при 100 воздержавшихся. Страны Минской группы ОБСЕ резолюцию не поддержали, что вызвало резкое недовольство официального Баку. В частности, представитель США в ООН Александр Вульф заявил, что эта резолюция не отражает все подходы к урегулированию конфликта. А МИД России отметил, что в резолюцию включены лишь те принципы, которые соответствуют интересам Азербайджана.
Выступая несколько месяцев спустя с трибуны Генассамблеи, президент РА Серж Саргсян обратил внимание представителей стран — членов ООН на то, что принятие резолюции, относящейся лишь к одному из эпизодов процесса урегулирования карабахской проблемы, явилось, по сути, “медвежьей услугой” самому Азербайджану. “Я надеюсь, что реальными интересами Азербайджана является не поиск разнообразных международных формулировок по отдельным элементам, а мирное и комплексное решение проблемы. Таковыми являются и интересы Нагорного Карабаха и Армении”, — сказал Саргсян, подчеркнув, что самые информированные в карабахской проблеме страны — США, Франция и Россия — проголосовали против и их примеру последовали осознающие эту данность 4/5 стран — членов ООН, не поддержавших резолюцию.  “Неужели должна пролиться кровь, чтобы понять, что замороженные конфликты нуждаются в профессиональном и информированном подходе”, — резюмировал Серж Саргсян.

Как сложится судьба повторной инициативы Азербайджана, сказать сложно. На данный момент внешнеполитические ведомства и Армении, и Азербайджана, естественно, воздерживаются от каких-либо комментариев по этому поводу. Комментарии звучат лишь на уровне политических деятелей и экспертов. Наибольшую активность в этом вопросе проявляют представители АНК, что вполне ожидаемо — лучшего повода покритиковать работу внешнеполитического ведомства вряд ли можно придумать. К тому же в АНК убеждены — из-за особенностей процедуры голосования в ООН предотвратить принятие этой резолюции вряд ли удастся, что обеспечит повестку для последующего митинга.

По мнению главы исследовательского центра “Нораванк” Гагика Арутюняна, шансы на принятие резолюции не столь велики, хотя “в любом случае не стоит умалять способности азербайджанской стороны, необходимо постоянно работать и конкурировать с ними на международной арене”. Касаясь самой резолюции и отраженных в этом документе формулировок, эксперт отмечает, что это не первый случай, когда Азербайджан обращается в ООН, надеясь на принятие решений и формулировки определенного характера. “Я надеюсь, что хотя бы в этот раз подобные поползновения Азербайджана столкнутся с большим противодействием, чем ранее”, — говорит он, предполагая, что Россия воздержится от голосования по этой резолюции в случае, если она будет вынесена на голосование. По его словам, обычно страны, имеющие свои интересы как в Армении, так и в Азербайджане, поступают именно таким способом и Россия, по всей видимости, также примет подобную позицию. “Инициатива Азербайджана по включению в повестку сессии Генассамблеи ООН резолюции “Об оккупированных территориях Азербайджана” является не чем иным, как авантюрой, а последствия авантюры никогда не могут быть серьезными”, — полагает секретарь фракции Республиканской партии Эдуард Шармазанов. По его словам, подобные инициативы свидетельствуют о стремлении Баку помешать мирному урегулированию карабахского конфликта и вывести процесс из рамок Минской группы ОБСЕ. “Однако, как на днях в Ереване заявили президент Армении Серж Саргсян и глава одной из сопредседательствующих в МГ ОБСЕ стран — России Дмитрий Медведев, мирному урегулированию карабахской проблемы, так же как Минской группе ОБСЕ, альтернативы нет”, — напомнил Шармазанов.

Отметим, что, отвечая на вопрос об отношении к инициативам Азербайджана по обсуждению карабахского конфликта в рамках других международных организаций, Дмитрий Медведев заметил, что у него по этому поводу есть четкая позиция и что в этом вопросе хоть какую-то эффективность демонстрирует только Минская группа, а “все остальные потенциальные участники этих переговоров достаточно далеко находятся от переговорной темы, не всегда погружены в детали, что затрудняет применение их посреднического потенциала”. “Азербайджан отлично осознает тот факт, что МГ ОБСЕ в своих предложениях по урегулированию карабахского конфликта основывается на невозможности нахождения Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Именно поэтому Баку пытается вывести процесс урегулирования карабахского конфликта за рамки Минской группы”, — считает глава офиса Ай Дата и по политическим вопросам партии АРФ Дашнакцутюн Киро Маноян, комментируя очередную инициативу Азербайджана в ООН.

Принятие данной резолюции, по его словам, может спровоцировать возобновление военных действий в зоне карабахского конфликта, поскольку руководство Азербайджана может растолковать данное решение как содействие международного сообщества своей политике. По поводу вероятности принятия данной резолюции Маноян заметил, что в ООН каждая страна голосует исходя из своих государственных интересов. “Поэтому страны МГ ОБСЕ должны быть более активными, чтобы предотвратить процесс принятия резолюции и выведения переговоров за рамки Минской группы”, — заявил он, призывая к активности и политические силы, и внешнеполитическое ведомство Армении.

По мнению главы фракции “Наследие” Степана Сафаряна, Баку рассчитывает, что, приняв документ, Запад накажет Армению за ее помощь в укреплении позиций России в регионе путем продления срока дислокации российской военной базы на своей территории. “Однако данный расчет Баку уже не оправдался, поскольку молчание Запада на последние процессы в регионе свидетельствует о том, что США и Европа пока не намерены противодействовать им”, — отмечает он, призывая ООН воздержаться от совершения прежних ошибок. “Отдельные элементы конфликта, поскольку проект резолюции касается именно его отдельных элементов, не могут стать предметом обсуждения в международных инстанциях и торпедировать процесс его урегулирования в рамках Минской группы. В сложившейся ситуации официальный Ереван четко должен дать понять ООН, что не потерпит принятия различных резолюций в международных инстанциях лишь по прихоти Азербайджана”, — заявил Сафарян.

“Если даже азербайджанская резолюция будет включена в повестку пленарного заседания Генассамблеи ООН, известно, что ее решения как таковые не предполагают никаких правовых последствий, это лишь политические инструкции”, — считает председатель Христианско-демократического союза Хосров Арутюнян, отмечая, что реальная политика разрабатывается в других инстанциях. Азербайджан же, по его словам, пытается таким путем создать определенные рычаги воздействия на страны Минской группы ОБСЕ, ничего более. “Следовательно, если даже некоторые исламские страны и проголосуют за данную резолюцию, это ничего не значит. Крупные государства также считают, что карабахский вопрос должен обсуждаться и получить свое решение в рамках МГ ОБСЕ”, — говорит он.

По мнению эксперта Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвела Саркисяна, с учетом того, что на данном этапе Турция активно лоббирует сферу интересов Азербайджана, возможность принятия данного документа велика. “Все зависит от процедуры принятия документа: ООН — не ОБСЕ, где решения принимаются посредством консенсуса, и Азербайджану может удастся посредством голосования меньшинства обеспечить принятие документа”, — считает он. Говоря о последствиях принятия резолюция, Саркисян отметил, что это станет одним из механизмов дезинформации международной общественности и рычагом дипломатического влияния. “Речь идет не только о данной резолюции, а обо всех подобных документах”, — говорит политолог, предлагая встречные и упреждающие шаги. К примеру, по его словам, есть возможность инициировать обсуждение вопроса признания независимости НКР, предоставления Карабаху статуса наблюдателя в ООН по примеру Палестины. “Есть большой арсенал возможностей, который армянскими делегациями в международных структурах не используется”, — заключил Манвел Саркисян.