Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия проводит на Кавказе сбалансированную политику (Ч. I)

© коллаж ИноСМИЗакавказье - шахматная доска для геополитических игр
Закавказье - шахматная доска для геополитических игр
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние 20 лет с очевидностью продемонстрировали то, что Россия не может проводить в регионах паритетную политику, то есть развертывать отношения с соперниками в регионе равноудаленным образом.

Последние 20 лет с очевидностью продемонстрировали то, что Россия не может проводить в регионах паритетную политику, то есть развертывать отношения с соперниками в регионе равноудаленным образом. Россия не обладает столь сильным влиянием и имеет слишком много проблем, чтобы позволить себе отказаться от политики приоритетов, то есть делать ставку на одного из партнеров, чтобы, опираясь на него, обладать влиянием во всем регионе.

Нынешнее российское руководство с сожалением просматривает региональную политику СССР, когда принцип приоритета ослаблял его позиции и не позволял осуществлять должные маневры во внешней политике. Вместе с тем, современная Россия не настолько влиятельная держава, как СССР, а ее политика паритетов привела к утрате влияния на Балканах и на Ближнем Востоке. На Кавказе реакция будет более непредсказуемой. Сейчас возникла неофициальная информация о намерениях России поставить Азербайджану два дивизиона ЗРК С-300, что привело уже к бурной дискуссии в Армении, которая ощущает себя преданной.
 
Совершенно понятно, что президент России Дмитрий Медведев очень стремится проводить на Южном Кавказе политику «нашим и вашим», и ему приятно ощущать себя лидером лоббистов Азербайджана в Москве. Буквально всем хочется заработать и продемонстрировать конкурентам российские возможности в регионе. Россия всегда имела цели проводить именно такую двустороннюю политику на Южном Кавказе, и она терпеливо ожидала, когда Азербайджан вернется к затее сближения с ней. То есть, опираясь на наиболее надежные для нее отношения с Арменией, Россия манипулирует регионом. При этом, Россия вполне допускает военные действия между Азербайджаном и Арменией, когда будет продемонстрированы полная бессмысленность Организации Договора о коллективной безопасности и договора о взаимопомощи между Россией и Арменией. Вся эта болтовня об изменении задач российской военной базы в Гюмри, в любом случае, останется болтовней.

По расчетам России, война приведет не к усилению США или НАТО в регионе, а к возрастанию российского влияния. Россия хотела бы подвести Армению к согласию на примирение с Азербайджаном в результате частичной или полной и окончательной утраты ею Карабаха - как условия попадания Азербайджана в орбиту российской политики. Русские, как и прежде, убеждены в своей безнаказанности. Россия не воспринимает государства-участников ОДКБ как союзников и вообще не нуждается в них как в неких партнерах, понимая, что никаких таковых союзников быть не может.
 
События в Украине заметно вдохновили русских, хотя они понимают зыбкость отношений с этой страной. Одновременно, поведение Белоруссии убеждает Россию в бессмысленности неких союзов с духовно близкими народами и государствами. Этих выводов во внешней политике России ожидали давно, и мы являемся свидетелями попыток русских переиграть самих себя и заполучить новых союзников и партнеров в лице «платежеспособных» государств. При этом, эту идею, которая, очевидно, обусловлена новым внешнеполитическим курсом Турции, русские пытаются обозначить как евразийскую доктрину. 

В сделке по С-300 нет ничего принципиально нового, во всяком случае, в политическом смысле, так как Россия практически всегда сотрудничала с Азербайджаном в оборонной сфере, прежде всего, в поставках вооружений. Одновременно, Россия всячески игнорировала интересы Армении в получении вооружений. Широкой аудитории известны только один или два скандала по этому поводу, но таких постыдных эпизодов в отношениях с Россией было много, и они длилось достаточно долго. Всегда отношения с Арменией строились Россией с учетом ее отношений с Азербайджаном, но никак не наоборот. Рано или поздно это должно было произойти, и не нужно ожидать восторга от этих намерений ни одного из государств региона, в том числе, Ирана, Турции. Было бы интересно выяснить, как к этому могут отнестись США - как к излишнему сближению России и Азербайджана или, напротив, как к усилению защиты коммуникационной и энергетической инфраструктуры Азербайджана?
 
Вполне возможно, Россия собралась изрядно поспекулировать на Иране и понравиться европейским партнерам, да и американцам тоже. Время покажет, а пока нужно понимать, что Армению хотят свести к положению безмолвного сателлита России, что уже будет устраивать и Турцию, и Азербайджан. Если даже и С-300 не будут переданы Азербайджану, то уже то, что Россия допустила такую возможность, вносит существенные и невозвратные события в регионе: наступила развязка, и очень хорошо.

Конечно, если бы власти Армении и организации армянской диаспоры не проводили столь бессодержательную и капитулянтскую политику, и не вовлекли бы страну в обязательства по процессу карабахского урегулирования, а также заняли более решительную политику в отношениях с Россией, можно было бы избежать столь плачевных результатов. Как-то было сказано, что после исчерпания всей этой канители отвечать за все это придется лишь солдатам на фронте. Это и происходит. Придется воевать, причем, постараться уничтожить как можно большее число азербайджанцев и вовлечь в эту войну как можно большее число государств. Другого уже не дано. Есть убеждение в том, что вторая карабахская война, как и первая, будет войной не генералов, а солдат.
 
Несмотря на «классические» утверждения о том, что политика и деньги взаимосвязаны, на деле, если государство готово во имя денег пожертвовать политическими целями, это означает ущербность ее внешней политики, в той или иной мере. Вокруг поставок Россией различных видов вооружений тем или иным странам чрезмерно раскручивают политические мотивы, что на самом деле стало затасканной и совершенно неоправданной дискуссией. Самой России тиражирование политических мотивов вокруг торговли вооружениями представляется весьма предпочтительным. Политику всегда можно оправдать, включаясь в диалог с большими и иными партнерами. Политика объясняет такие вещи, как защита интересов и безопасности тех или иных государств, необходимость установления партнерских отношений, сбалансированность сил в регионах между соперничающими государствами. Получение денежных доходов в результате продажи вооружений - обстоятельство вполне легитимное, вполне понятное и принятое в современном мире, но все равно, так или иначе, дурно пахнет, в особенности, если речь идет о поставках вооружений государствам, откровенно настроенным агрессивно.

В администрации президента России были весьма подробно рассмотрены внешние реакции, возможные по поводу поставок Азербайджану ЗРК С-300. По имеющимся сведениям, по распоряжению заместителя руководителя администрации по внешнеполитическим вопросам Сергея Приходько российские СМИ не должны акцентировать внимание на этой теме, а некоторым экспертам, имеющим доступ к респектабельным СМИ, даны рекомендации не допустить размышления о данных поставках в финансовом аспекте. Политизация данной темы в сфере пропаганды весьма поощряется и представляется одобрительной со стороны российских властей.
 
В настоящее время экспорт вооружений в России, а также выбор приоритетов в развитии производства вооружений крайне «экономизирован», и те, кто сейчас заправляет этой сферой, предпочитают максимально игнорировать политические интересы в экспорте вооружений в угоду получению доходов. Это в особенности стало ощутимым после 2006 года, когда в этой отрасли произошли кадровые изменения. Усиление позиций руководства «Рособоронэкспорта» и лоббистов этой государственной компании привело к тому, что министерство обороны, как таковое, утратило свое влияние на принятие решений в производстве и экспорте оружия.

Утративший свои позиции в сфере ВПК Сергей Иванов, который вовсе не был лишен финансовых амбиций, но пытался «отстаивать» интересы министерства обороны и тем самым укреплял свои личные позиции, проиграл жесткую борьбу за влияние на эту сферу. Если раньше по поводу политики в экспорте вооружений имела место хоть какая-то дискуссия, то сейчас никакой дискуссии вообще нет, а по некоторым сведениям, на принятие решений по экспорту вооружений заметное влияние стал оказывать президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, являющийся сверхкоррумпированным лоббистом политического свойства.
 
Экспорт вооружений является важнейшей статьей российского экспорта, и Россия успешно конкурирует в этой сфере с США. В 2009 году «Рособоронэкспорт» получил доходы от продажи вооружений на 7,4 млрд долларов. Но в самые последние годы Россия несколько уступила США в экспорте вооружений. С 2005 по 2009 год на долю РФ приходится 24% рынка вооружений, в тот же период на долю США - 30%, сообщает со ссылкой на данные Стокгольмского исследовательского института мира (SIPRI) агентство AFP. Согласно же результатам предыдущих лет (с 2001 по 2005 годы), на долю России приходилось 31% рынка, а США - 30%.

В связи с этим, перед всем комплексом ведомств, обеспечивающих успешный рост экспорта вооружений, стоит задача наращивания экспорта. В 2009 году «Рособоронэкспорт» поставил абсолютный рекорд по экспортной выручке - $6,1 млрд. Из них 45% составляет доля торговли с Китаем, 35% - Индией, 4% - Вьетнамом, 2% - Йеменом и Грецией, 1,4% - Эфиопией и Алжиром, 5,2% дали прочие страны.
 
Вместе с тем, имеется неудовлетворенность структурой российского экспорта вооружений. В структуре экспорта четверть составляла продукция ВМФ, по 6% приходилось на сухопутное вооружение, системы противовоздушной обороны и радиолокационные комплексы. Большую часть дохода дала авиация - 62%, ВМФ – 24%, бронетанковая техника всего 6%. В перспективе экспертам «Рособоронэкспорта» представляется, что основной доход придется на технику ВМФ, ПВО и системы радиоэлектронного противодействия, на что сейчас приходится только 6% от экспорта вооружений. Сейчас основными регионами, покупающими оружие, остались Азия и Океания (41 процент), Европа (24 процента), Ближний Восток (17 процентов), Америка (11 процентов) и Африка (7 процентов). США по-прежнему являются крупнейшим экспортером оружия и военной техники - доля страны в мировом экспорте составила в 2005-2009 годах 30 процентов от общего показателя. В этот период 39 процентов поставок приходится на Азию и Океанию, 36 процентов - Ближний Восток. Согласно данным SIPRI, поставки боевых самолетов в тот же отрезок времени составили для США 39 процентов объема экспорта основных видов обычных вооружений и 40 процентов для России.

Вместе с тем, Россия столкнулась с жесткой конкуренцией в сфере торговли вооружений и не может довольствоваться только «дальними» рынками, на которых, она, возможно, в будущем и проиграет конкуренцию с США. Поэтому важнейшим направлением в экспорте вооружений должны стать государства СНГ, где Россия имеет традиционные позиции. При этом, наиболее платежеспособными из данных государств являются Казахстан и Азербайджан. Одновременно, очень удобным партнером в этой сфере может стать Турция, которая в свое время так и не осуществила свою амбиционную программу по довооружению из-за финансовых средств и политических соображений. В особенности, важным представляется экспорт комплексов ЗРК, и Россия надеется на значительный выигрыш в этом направлении.
 
Если оценивать политические и геоэкономические возможности России в части влияния на Азербайджан, с целью, например, провала проекта NABUCCO, она располагает многими иными ресурсами, помимо поставок вооружений. Россия обладает значительным влиянием на Азербайджан без каких-либо подачек ему в части Карабаха или вооружений. Поэтому рассматривать поставки ЗРУ С-300 Азербайджану как способ политического воздействия не стоит. Российская элита настолько алчна и меркантильна, что крайне ревностно относится даже к незначительным конкурентным поставкам вооружений своим соседям по СНГ другими государствами. Москва неоднократно устраивала провокации по поводу очень незначительных поставок вооружений рядом бывших советских республик Армении. Хорошо известна публикация в газете «Московский комсомолец» в 2001 году. Как известно, помимо поставок ЗРК С-300 Азербайджану, эти комплексы русские собираются поставить и Турции. К чему приведет такая алчность? Могут ли столь жадные политики руководить столь огромным государством, претендующим на ключевую роль в мире?
 
Вопреки всевозможным аргументам армянских «адвокатов» русских политиканов, поставки ЗРК С-300 Азербайджану, несомненно, усилят его и придадут новое значение этой стране в регионе, когда азербайджанцы будут чувствовать себя более защищенными и безнаказанными. Русские эксперты давно ставили под сомнение стратегический характер российско-армянских отношений, подготавливая легализацию «сдачи» интересов Армении. Ожидаемые поставки Россией неких современных вооружений Армении – это только болтовня несостоятельных политиков. Нельзя допустить, чтобы эти средства ПВО оказались на вооружении в Азербайджане. Но армянское руководство, которое, конечно же, было поставлено в известность об этом, не в состоянии и вообще не собиралось противостоять этим действиям России.

Государство, постоянный член Совета безопасности ООН, создавшее ОДБК, не может позволить себе поставлять столь принципиальные вооружения, как ракетную технику, откровенно агрессивному государству. Что бы не произошло в дальнейшем, если эта сделка состоится, Армении незачем быть обозначенной как государство. Россию ожидают весьма крупные неприятности во внешней политике, в особенности, в региональном аспекте. Ее попытки играть на равных с основными партнерами на Западе и на Востоке приведут ее к провалу внешней политики.
 

Мнения провластных экспертов в Армении по поводу возможных поставок ЗРК С-300 Россией Азербайджану разделились на две части. Одни экстренно стали развертывать аргументы в части того, что эта сделка русских с азербайджанцами не приведет к ущербу для Армении. Другие стали доказывать, абсолютно без должных оснований, что таких обязательств России с Азербайджаном не существует. Кстати, ни одно из официозных, так называемых, политических исследовательских учреждений так и не предложило какой-либо оценки этих событий. Что же происходит на самом деле? 
 
Начнем с того, что в 2001 – 2002 годах Россия и Азербайджан уже имели обязательства, и осуществлялись поставки российских вооружений Азербайджану. Россия всегда имела намерение реализовывать вооружения Азербайджану посредством Украины, так как украинские поставки были возможны в условиях наличия комплектующих изделий, которые поставляет ей Россия. Во время визита вице-премьера Сергея Иванова в Баку он практически предложил Азербайджану широкую программу военных поставок, причем, по льготным ценам. Эти переговоры касались и С-300.

В начале ноября 2008 года, накануне встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Майндорфе, между Дмитрием Медведевым и Ильхамом Алиевым состоялась беседа, в ходе которой президент России заявил, что он вполне допускает поставки С-300 и других современных видов оружия Азербайджану. Как и в случае с Ираном, Россия пыталась все это время водить Азербайджан по лабиринтам переговоров и обсуждений этого вопроса. К встрече в Санкт-Петербурге И.Алиев подошел без каких-либо конкретных обещаний со стороны Д.Медведева по поводу поставок С-300, что, видимо, в какой-то мере объясняло раздражительность И.Алиева.

В настоящее время нет никаких сомнений, что между Россией и Азербайджаном имеются серьезные согласования о данных поставках. Все утверждения о том, что подписанных контрактов не существует, совершенно не говорят об отсутствии таких намерений. Имеются политические договоренности, намерения, и сама Россия заинтересована в распространении этих сведений. Азербайджан предпринял за последние два года сильные инициативы по лоббированию этой сделки, привлекая к этому не только финансовые возможности, но и интеллектуальные центры России, которые Баку успешно скупил, например, Институт Европы РАН, МГУ, МГИМО, РГГУ, а также ряд влиятельных СМИ – «Коммерсант» и Газета.ру. Однако, некий Агаев, которого московские азербайджанцы называют «он», высказался в 2009 году таким образом: «Зачем нам разные лоббисты, которые только съедают деньги, когда главный лоббист в России - это Д.Медведев. Президент должен быть нашим лоббистом, лоббистом номер один».

(Продолжение)

Перевод: Гамлет Матевосян