Грузия демократическая страна (по крайней мере, верю, что это так). В демократической стране у всех есть право выражать свое мнение. По правилам, должна быть и возможность, однако в большинстве случаев мы ограничиваемся всего лишь правом на бумаге. Почему? Потому что это – Грузия. Определенная часть людей, активно использует "американское право", и пытается выразить собственное воззрение. Чем более отличается это воззрение, тем большего восхищения заслуживает оно в нонконформистской части общества. Слышатся восторженные фразы: "Смотрите, какой смелый?!", "Воюет с вонючими грузинскими традициями" и т.д.

В другой части общества "отличие" вызывает агрессию. Полагают, что этим разрушаются стереотипы Грузии, грузин, и нашей «самости». Эти люди думают, что все, что в период коммунистов добровольно, или силой навязали грузинскому народу, и есть наша традиция, наша культура, наша религия (ее защищают с особенным рвением, иногда и драками, и с помощью Союза православных родителей, и т.д. Ну и что, что вера запрещает насилие?! Повторю упомянутую выше фразу - это Грузия), которые надо защищать. Ну и что же, что некоторые из них неприемлемы и для людей самого этого круга. Зато, эти традиции упрямо выполняли их отцы, деды, дяди и сами тоже обязаны их выполнять.

Одним словом, в Грузии такая ситуация - " борцы с традициями" и "защитники традиций". Грузинские тинейджеры (слово "молодежь" не использую, это "лохи"), как и характерно грузинам, затрудняются занять нейтральную позицию. Одни ругают Церковь, борются с традициями, а другие - защищают (и всегда будут защищать) все "грузинское" (они, по крайней мере думают, что это грузинское).

Существуют и нейтральные люди, которые считают, что не все "грузинское" хорошее (и, соответственно, не все грузинское надо разрушать). Я всегда считал, что нейтральность подразумевала отсутствие собственного мнения, или отсутствие соответствующих для выражения этого мнения сил. Я никогда не был нейтральным, всегда фиксировал свою позицию, и, соответственно защищал ее, однако сейчас я свернул со своей "традиции" (получаюсь борцом с "самоутвержденными" традициями), и стал нейтральным - не отношусь ни к "борцам с традициями", и ни к "защитникам традиций".

В позиции обеих групп я нахожу аспекты, которые совершенно приемлемы для меня. Например, "мы, грузины, круче всех" - должно когда-нибудь закончиться в Грузии. Когда-нибудь мы должны осознать, что были крутыми, но сейчас мы выясняем, кто мы есть, и чего хотим…

Когда-нибудь мы должны понять, что сегодняшнее грузинское застолье – не наша традиция; кутежи за столом и драки никогда не были нашей традицией…

Когда-нибудь мы должны понять, что акции - не наша традиция…

Когда-нибудь мы должны понять, что никакое правительство не удовлетворит твоих требований, если ты не пошевелишь руками…

Когда-нибудь мы должны понять, что не надо делать вино из воды и сахара - вот тогда и будем на самом деле родиной вина…

Когда-нибудь мы должны понять, что из-за отличающегося мнения не надо бить человека…

Когда-нибудь мы должны понять, что человека надо ценить не тогда, когда он умрет…

Когда-нибудь мы должны понять, что если уступишь дорогу, это не унизит твое достоинство и мужество…

Когда-нибудь мы должны понять, что не должны встречать вражеские (российские - эти два понятия являются синонимами) танки с вином и хачапури…

Когда-нибудь мы должны понять, что это наша страна, ее надо защищать, и в случае беды мы не должны умолять пограничника соседней страны дать право пересечь границу…

Когда-нибудь мы должны понять, что не должны разрушать общественную собственность, поскольку она принадлежит и каждому из нас…

Когда-нибудь мы должны понять, что не ради моды надо ходить в церковь, соблюдать пост, и вместе с тем искать постную шаурму…

И еще множество «когда-нибудь»…

С другой стороны, есть множество "но"… "Но", через которое нельзя переступать.

Неправильно, когда из-за того, что не нравятся некоторые "бородатые", оскорбляешь вероисповедание…

Неправильно, будто все, что изготовлено в Грузии, плохое…

Неправильно, когда пытаешься переписать историю (что делать, мы жили в том Советском Союзе, будь он неладен).

И, наконец: неправильно, когда играешь в "отличного от других" для того, чтобы казаться крутым типом…

Не новость, что нам, грузинам, во всем присуща радикальность. Та же самая ситуация и в этом случае. С одной стороны, не надо защищать то, что плохо, а с другой стороны, не надо бороться со всем подряд, так как кое-что все же хорошее, настоящее, грузинское.

Когда-то (очень давно) мы действительно могли сказать: "Мы, грузины, круче всех!". Однако, к сожалению, двухвековая российская оккупация уничтожила те характерные для грузин свойства, ради которых стоило бороться. Эти два неладных века, выделяющихся когда-то своими уникальными свойствами грузин превратили в скот (ешь, производи детей, спи). Грузинское общество не выдержало коммунистических опытов, не нужно в этом обвинять наших отцов и дедов, с опытами над грузинскими мозгами боролись только избранные люди (о них говорить не стану, поскольку это всем превосходно известно). Избранных, так же как и везде, мало и у нас.

Одним словом, коммунисты создали нового человека – грузина, который только внешне похож на того грузина, которым мы действительно должны гордиться. Что касается коммунистического грузина, здесь гордится нечем, напротив…

Так, что надо бороться именно со сформированными в оккупационных веках "грузинскими традициями и менталитетом", а не с настоящими традициями. Я воспользуюсь любимой фразой политиков: "Не надо выплескивать ребенка вместе с грязной водой".

Многое из сознания грузин надо искоренить, но в этом процессе мы не должны потерять то (малое, к сожалению), что у нас осталось истинно грузинское.

В таком переполохе я сверну с коммунистической традиции грузинства, и останусь нейтральным.