Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Спасенные» русские

Глава из книги Олега Панфилова «Россия – Грузия: информационная война»

© коллаж ИноСМИДрузья и враги Грузии: реальность и вымысел
Друзья и враги Грузии: реальность и вымысел
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У российской пропаганды, освещающей конфликты на постсоветском пространстве, есть один «козырь», который действует практически безотказно – проблема русских или русскоязычных.

У российской пропаганды, освещающей конфликты на постсоветском пространстве, есть один «козырь», который действует практически безотказно – проблема русских или русскоязычных. Любой конфликт или политические события – в Киргизии, Таджикистане, yf Украине или Молдавии, во всех балтийских странах сопровождается пропагандистскими статьями или репортажами, призванными настроить общественное мнение против коренного населения той страны, которая находится в военном или политическом конфликте с Россией.

«Русская проблема» обыгрывалась много раз внутри России - в Чечне и в других регионах Северного Кавказа, периодически в Татарстане, но почти никогда в тех странах постсоветского пространства, которые не ссорятся с Россией, или в которых у России есть геополитические или экономические проекты. Обычно пропаганда умалчивает о причинах возникших проблем, как, например, в балтийских странах, где русскоязычные отказываются изучать и говорить на государственных языках, или в Украине, где проблемы говорить по-русски нет, но как только возникают политические проблемы, то вспоминаются и «несчастные русские».

Для Грузии никогда не было особых проблем с теми русскоязычными по происхождению, которые родились или по разным причинам приехали жить. Во-первых, многие знают грузинский язык, хотя бы на бытовом уровне. Во-вторых, никто и не требовал от них знания языка, если они не работают в государственных учреждениях. В Грузии были общие проблемы с начала 90-х годов – несколько войн, разрушенная экономика, политический хаос, коррупция. Ситуация изменилась после 2004 года, но российская пропаганда все же и в Грузии использовала этот прием, этот «козырь».

14 августа телеканал «Россия» показал репортаж том, как российские военные, оккупировавшие Зугдиди, «спасли 14 русских». Телеканал «Россия», 14 августа:

Абхазская столица приняла первую группу русских беженцев из грузинского Зугдиди. Они вынуждены были покинуть свои дома из-за притеснений и издевательств со стороны местных властей. Это еще один печальный итог конфликта, развязанного Грузией несколько дней назад. Беженцам из Грузии сегодня и не верится, что слышат они море, а не пулеметные очереди по своим домам. Жители Зугдиди - русские по национальности, но им запрещали даже говорить на родном языке. Ворвались в их квартиры и угрожали.

Когда русские войска пришли на помощь южноосетинскому народу, Грузия начала обстреливать русские кварталы в Зугдиди. Олеся Никобенко с маленьким сыном пряталась под бетонными плитами во дворе. Но прятались они не только от грузинских военных, а и от собственных соседей. "Сколько раз ходили, нам угрожали. У них автомат, они партизанят, они забирали, отнимали наших детей, приходили с оружием и отнимали, так что приходилось искать детей. У многих так, у русских", - рассказывает Олеся.

Над русскими детьми в школах издевались. И даже стреляли по окнам во время занятий. И обещали взорвать школу вместе с детьми, если русские не покинут Грузию. "Грузины говорят: вы - русские, дразнили нас. Мы плакали, потом нас закрыли, дети закрыли, ключ воровали. Одного мальчика так побил грузин, что он сознание потерял, мой одноклассник", - вспоминает жительница Зугдиди Елена Тютикова.

Они хотели бежать, но не знали куда. Если в Россию, то нужно гражданство. В Абхазию - но как примут их, грузинских беженцев? "Первое время на границе Ингури собралось около 280 человек, но местные им говорили, что абхазы вас застрелят, возьмут в рабство. Но потихоньку они поняли, что здесь есть реальная помощь. Детей, женщин и стариков мы готовы принять и будем помогать", - говорит Лев Квициния, заместитель начальника Управления по чрезвычайным ситуациям Абхазии.

В Абхазии беженцев накрмили, им предоставили гостиницу, оказали первую медицинскую помощь, обследовали детишек. Они жили, как одна семья. И сейчас нельзя понять, где чьи дети. Все по очереди таскают их на руках и играют с малышами.

На пару часов у них забирали паспорта, чтобы решить вопросы с Министерством иностранных дел и Федеральной миграционной службой России. Россия в считанные часы решила все эти вопросы. И сегодня первая группа беженцев выехала в Сочи.


Агентство «Интерфакс» 15 августа 2008 года выдало эту новость, как собственную:


Граждане Грузии, проживающие в Зугдидском районе и прибывшие в четверг в Краснодарский край, намерены обратиться в российские органы ФМС с запросом о получении гражданства РФ, сообщил агентству "Интерфакс" заместитель главы города Сочи Владимир Волков.

"Со слов 14 граждан Грузии русской национальности, они бежали в Россию от притеснения и теперь намерены написать заявление с просьбой о придания им статуса беженцев, а затем - о получении российского гражданства", - уточнил Волков, уточнив, что Сочи для этих граждан стал транзитным городом. "Несмотря на это, мы предоставили беженцам временное проживание", - сказал вице-мэр.

По словам В.Волкова, одна из переселенцев, женщина с четырехмесячным ребенком, госпитализирована. Остальные отправились к ближним родственникам для временного проживания в Лазаревском районе Сочи, Ростове-на-Дону, Волгодонске и одной станиц Краснодарского края.

В свою очередь, одна из беженок, Елена Тютикова сказала агентству: "Нам стали угрожать. Мы прятались в подвале. Потом нас начали выгонять из квартиры".

Этот текст находится на сайте телеканала «Россия», где предлагается также посмотреть сам телерепортаж. Но вы его не найдете, он «исчез» из архива сайта. 20 августа в газете «Комсомольская правда» опубликована статья Николая Варсегова, который, судя по всему, передвигался вместе с российскими войсками по оккупированной территории.

Газета «Комсомольская правда», 20 августа 2008 года: Беженцам выдают по три тысячи рублей на дорогу

Зугдидский район Грузии граничит с Абхазией и кишит работниками грузинских спецслужб. Здесь зорко отслеживают все передвижения наших военных. 17 августа, когда мы с автоматчиком на армейском «уазике» въехали в Зугдидский район, нас не раз сфотографировали с обочины дороги. Я даже из окна попозировал. В те же часы за нами в Зугдидский район на частной машине «Волга» ехали абхазские пограничники, о чем я узнал уже позже.На обратном пути наш военный «уазик» грузины не тронули, а «Волгу» с абхазами взорвали на радиоуправляемом фугасе. Двое мужчин погибли, двое тяжело ранены. Я подрыва не слышал, лишь удивлялся: что это вертолеты военные с нашей стороны вдруг поналетели и кружат так низко над грузинской дорогой?

Нам в тот день повезло. То ли жребий, то ли недостаток фугасов у грузинских подрывников, то ли политика...

Вчера зашел в МЧС Абхазии. В кабинете у первого заместителя Лёвы Квициния, как всегда в последние дни, сидят русские граждане, прибывшие из Грузии. На сей раз это уже не беженцы, а семья москвичей. Муж - московский грузин. Его русская жена и двое детишек. Еще до событий они приехали в Зугдиди погостить к родственникам.

- Большинство жителей Западной Грузии, - утверждает московский грузин, - очень рады приходу русских военных. Все ждут, когда поменяют этого козла у власти, и тогда все наладится.

О том, что в Зугдиди в первые дни войны били русских, это семейство ничего не знает. Хотя и не отрицает, заявляя известное: мол, в каждой нации есть свои идиоты.

И это так. Мне рассказывали миротворцы, что иных русских беженцев соседи-грузины провожали до самой границы, помогали им нести вещи и слезно прощались на КПП.

- Много еще там осталось русских? - спросил я у собеседников.

- Немного. Есть, например, несколько вдов с грузинскими по мужьям фамилиями. Из-за фамилии они боятся переходить на эту сторону.

- А вы не боитесь так возвращаться через всю Абхазию? - спросил я грузина.

- Чего мне бояться, когда жена русская, - был ответ.

И хотя эти люди не беженцы, в МЧС Абхазии им предложили денег и транспорт до российской границы. От денег они отказались, но сели в эмчээсовский микроавтобус. Всего за последние дни с грузинской стороны через посты миротворцев на реке Ингури перешли человек 70. Иные, уроженцы Абхазии, осели на исторической родине. Другие - человек 30, россияне и украинцы, - переправились на российскую сторону. Каждому беженцу здесь выдают 3 тысячи рублей. Если надо, устраивают бесплатно в гостиницу, кормят и отвозят в Россию.

- Кто берет на себя расходы? - спросил я у первого зама здешнего МЧС Лёвы Квициния.
- Все оплачивает правительство Абхазии.

- Но Россия потом вам все компенсирует?

- Это не тот случай, чтобы с России спрашивать деньги, - отвечал собеседник".


О «спасенных русских» репортажи показали, помимо телеканала «Россия», многие российские национальные каналы – Первый канал, канал «Звезда». По всей видимости, это была намеренная информационная атака, связанная скорее всего с тем, что Россия не добилась в Грузии ожидаемого результата, а просто так уходить с оккупированных территорий не хотелось. Для этого вспомнили старый, уже много раз опробованный пропагандистский прием – «проблема русских». Однако спустя время, из архивов сайтов Первого канала и канала «Россия» репортажи о «спасенных» исчезли. Сохранились только видеоархивы агентства РИА «Новости» и телеканала «Звезда». В них действительно несколько человек говорят о притеснениях со стороны грузин.

9 февраля 2009 года Первый канал Общественного вещания Грузии показал репортаж с одной из «спасенных», которая вернулась в Грузию – Олеся Никобенко. В видеоматериале агентства РИА «Новости» она тоже говорила о притеснениях, а вернувшись в Грузию, рассказала, что случилось 14 августа 2008 года.

 

Первый канал Общественного вещания Грузии, 9 февраля 2009 года:

Олеся Никобенко, одна из пятнадцати заложников, захваченных во время русско-грузинской войны, свободна. Вчера заложница, похищенная как «русский житель» 13 августа, бежала от своих похитителей. Русские военные взяли четыре семьи в качестве заложников из район «Комбинати» в городе Зугдиди. в августе прошлого года. Несколько членов семьи были схвачены на мосту через Ингури, на административной границе между Гальским и Зугдидским районами, когда они провожали своих гостей. Семьи русского происхождения были захвачены из-за их национальности. Эти заложники содержались в Сухуми в течение двух дней и затем переправлены в Россию через реку Psou. Сбежавшая Олесия Никобенко говорит, им предлагалось освобождение после того, когда они расскажут «плохие вещи» о Грузии. Заложники содержались на российской территории и были лишены документов. Захваченные семьи находились под угрозой лишения их детей.. Олесия Никобенко заплатила триста долларов США, чтобы пробраться через КПП на реке Псоу из России в Абхазию. Старые знакомые из Гальского района помогли ей пройти от Псоу до реки Ингури, до административной границы.

Олеся Никобенко: Привезли нас в Сухуми, уже темно было. В Сухуми на второй день, 14 числа корреспонденты приехали, подошел один из них, наверное главный. Подошел и сказал нам, вы наверное знаете, что такое политика, вы должны о Грузии плохое сказать. Мы посмотрели друг на друга, как так о Грузии можем плохое сказать, когда мы все родились здесь, выросли, как мы можем плохое сказать. Он говорит, если не скажете, то мы детей сдадим в детдом, а вас тут никто искать не будет. Уничтожим, одним словом...

У этой истории не было продолжения. Пропагандисты вовремя спохватились, кое-где потерли архивы, в газетах эту тему больше поднимали, но история со «спасенными русскими» стала серьезным напоминанием о том, что российская пропаганда использует в информационных войнах любые причины, чтобы унизить противника, даже если если эти истории абсолютно надуманные.