Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузинский щит и российский меч

© REUTERS/Irakli Gedenidze/Presidential Press Service/Handout Саакашвили обвиняет Россию в похищении реформ у Грузии
Саакашвили обвиняет Россию в похищении реформ у Грузии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Конфронтация между Москвой и Тбилиси вступает в новую фазу: после недавнего исследования черкесского геноцида грузинский парламент теперь вступает в спор о будущем Курильских островов. Нельзя исключить, что грузинский парламент может вскоре провозгласить острова территориями, оккупируемыми Россией. Эти действия происходят на фоне призывов грузинских депутатов к международному бойкоту Олимпийских Игр в Сочи 2014 года.

Конфронтация между Москвой и Тбилиси вступает в новую фазу: после недавнего исследования черкесского геноцида грузинский парламент теперь вступает в спор о будущем Курильских островов. Нельзя исключить, что грузинский парламент может вскоре провозгласить острова территориями, оккупируемыми Россией. Эти действия происходят на фоне призывов грузинских депутатов к международному бойкоту Олимпийских Игр в Сочи 2014 года.

После войны августа 2008 года вектор грузинской внешней политики сделал серьезный разворот в сторону Северного Кавказа. Официальные лица в Тбилиси начали использовать регион как платформу для защиты долгосрочных интересов Грузии. Хотя северокавказская стратегия не вышла за рамки сильных заявлений и изменений в визовом режиме, каждый шаг, предпринимаемый в этом направлении, судя по всему, раздражает Москву.

Последние шаги грузинского парламента, призванные вдохнуть новую жизнь в горный регион Сванетии, превратив его в круглогодичный лыжный курорт, могут также включать политический элемент, который может рассматриваться как часть более широкой северокавказской стратегии. Стало ясно, что помимо социальных и экономических выгод, проект Местия имеет и политическое измерение: Тбилиси рассчитывает на то, чтобы сделать Местию альтернативой Сочи, в чье развитие Кремль сегодня инвестирует обильные ресурсы.

По последней информации, 480 миллиардов рублей уже было вложено в Сочи в рамках подготовки к предстоящим Зимним Олимпийским играм. По сравнению со 150 миллионами долларов, которые Саакашвили вложил в Местию, российский проект выглядит колоссальным; однако рубли, дождем пролившиеся на Сочи, возможно, были потрачены не столь уж разумно.

Реакция президента Медведева на последние террористические акты в Кабардино-Балкарии показывает, насколько сильно нервничает Кремль в связи с террористической угрозой Олимпиаде. Взорвавшаяся канатная дорога и нападения на туристов на Эльбрусе могут поставить под угрозу Олимпиаду в Сочи. Правительству определенно трудно убедить иностранных туристов в их безопасности, когда они не могут обеспечить безопасность своих собственных граждан.

С другой стороны горы, однако, наблюдается совсем другая история. Грузинская сторона способна предложить посетителям не только полную безопасность, но и значительно лучший уровень сервиса. Сегодня российско-грузинская линия фронта на войне за туристов проходит по Местии.

На этом фоне угрозы Медведева в отношении тех, кто выступает против Олимпиады в Сочи (а среди таких Грузия первая) выглядят весьма наивными. Медведев обвинил Грузию в потворстве терактам на Северном Кавказе; однако очевидно, что единственная форма пособничества, которую Грузия предлагает Северному Кавказу, это роль альтернативы России.

Проекты в Сочи и в Местии, Первый Кавказский канал и российские новостные источники, пограничный пункт Ларси и московский терминал Шереметьево – все они тесно переплетены.

В прошлом году, например, северокавказцы отправлялись на хадж в Саудовскую Аравию и ехали не через Россию, как раньше, а через Грузию.

Наряду с ее более очевидной долгосрочной политической программой, северокавказская стратегия Тбилиси имеет и другие цели. Россия всегда использовала северокавказцев против Грузии, этот момент обычно недооценивают, когда вспоминают о войне в Абхазии и о роли, которую сыграл Шамиль Басаев, который, по иронии судьбы, сражался на стороне абхазов. И вновь во время августовской войны: значительный вклад в боевые силы российской армии внесли батальоны, предоставленные братьями Ямадаевыми.

Однако если в войне в Абхазии чеченцы демонстрировали антипатию по отношению к грузинам, во время августовской войны они им скорее сочувствовали, открыв коридор из ущелья Лиахви для грузинских перемещенных лиц.

Этот шаг разозлил Кокойты, который сообщил о Руслане Ямадаеве в Москву, после чего глава батальона «Восток» был наказан российскими спецслужбами. Осенью 2008 он был убит в Дубае.

Кремль предпринял действия для сдерживания растущей симпатии к грузинам на Северном Кавказе, уволив футболистов грузинского происхождения из северокавказских футбольных клубов. Руководство клубов не стеснялось называть причину удаления этих игроков: их убрали за то, что они поощряли симпатии и сочувствие к грузинской стороне в этом конфликте.

Кремль также сформировал военное подразделение из грузин с российским гражданством. Подразделение будет размещено на Северном Кавказе и его роль будет заключаться в подавлении «бандитизма» в Дагестане.

Таким вот путем, сформировав подразделение из грузин и наделив его карательными функциями, Кремль пытается оживить восприятие грузин как врагов на Северном Кавказе. Кремль рассчитывает, что если подразделение вступит в конфликт с местным населением, гнев жителей региона будет направлен на Тбилиси, а не на Москву.

Методология Кремля – испытана и проверена, и на этом фоне северокавказская стратегия Тбилиси становится еще более необходимой. Следующую агрессию Путина можно будет сдержать только при помощи кавказцев, объединившихся против Москвы при помощи новой тбилисской политики. Такие политики как Меркель или Берлускони никогда не станут наносить вред своим отношениями с их давним другом «Володей», и как сказал однажды Саакашвили в ответ на европейскую критику, «они не пошлют своих солдат на борьбу с чеченцами или дагестанцами».

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что политика Тбилиси не направлена на атаку на русских или на провоцирование их, а представляет собой лишь правильную и разумную политику для защиты от России.