Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

События в арабском мире подтверждают необходимость диверсификации энергопоставок в ЕС

© коллаж ИноСМИБольшая газовая игра России
Большая газовая игра России
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Социальные волнения в Северной Африке служат хорошим напоминанием, в какой степени политическая и социально-экономическая стабильность является предварительным условием для безопасности энергетических поставок в ЕС.

Социальные волнения в Северной Африке служат хорошим напоминанием, в какой степени политическая и социально-экономическая стабильность является предварительным условием для безопасности энергетических поставок в ЕС, считает Франк Умбах (Frank Umbach), старший юрист и руководитель программы «Международная энергетическая безопасность» в Центре Европейской стратегии безопасности (Мюнхен-Берлин), заместитель директора Европейского центра по вопросам безопасности энергетики и ресурсов (EUCERS) в Королевском колледже (Лондон).

«Страны южной оконечности ЕС - Италия, Испания, Франция, в частности, зависят от стабильности в Северной Африке, и последние события там, безусловно, призывают европейские страны к большей диверсификации поставок нефти и газа в ЕС», - сказал Умбах.

Поставки газа в Европу из Ливии по трубопроводу Greenstream прекратились ввиду беспорядков в Ливии. Ввиду неспокойной политической обстановки в Ливии нефтегазовые компании стали сворачивать свои операции в стране и эвакуировать работников. Это привело к скачку цен на нефть, которые перевалили отметку в 110 долларов за баррель. Около 70% экспорта всех энергоносителей Ливии приходится на Италию, Германию, Испанию и Францию.

Обострение ситуации в Ливии произошло после государственного переворота в Египте, когда ушел в отставку президент страны Хосни Мубарак. В Ливии 15 февраля 2011 начались массовые беспорядки, охватившие такие важнейшие города на востоке страны, как Бенгази и Эль-Байда. 20 февраля антиправительственные выступления достигли Триполи.

Во многом последние события в арабском мире, по словам эксперта, подтверждают целесообразность усилий ЕС по большей диверсификации. Стратегия по диверсификации импорта нефти и газа будет играть даже большую роль для ЕС в будущем, считает Умбах.

«Текущие события свидетельствуют о необходимости создания «второго коридора» и трубопровода «Набукко», который предлагает не только импорт газа из Азербайджана и, надеюсь, Туркмении, но и из Ирака, и в будущем также из Ирана, обладающего вторыми по величине запасами газа в мире», - сказал он.

Проект газопровода «Набукко» стоимостью 7,9 миллиарда евро предполагает транспортировку газа из Каспийского региона и с Ближнего Востока в страны ЕС. Максимальная мощность трубопровода, длиною 3300 километров, составит 31 миллиард кубических метров. Основными поставщиками газа для проекта рассматриваются Азербайджан, Ирак, Туркменистан.

Начало строительства газопровода намечено на 2012 год, первые поставки по нему ожидаются в 2015 году.

По словам эксперта, общая стратегия диверсификации начинается всегда с баланса по всему энергетическому пакету, а не только с импорта нефти и газа. Кроме того, лучшей энергетической стратегией остается повышение эффективности использования энергии и энергосбережения, сказал Умбах.

«Я не думаю, что урок последних месяцев заключается в переходе от одного нестабильного и проблематичного поставщика нефти и газа к другому, - сказал он, - Россия, конечно, всегда была основным энергетическим партнером ЕС, но мы должны заботиться о том, чтобы не становиться слишком зависимыми в газовом секторе, что случится, если ЕС и его государства-члены не позаботятся о большей диверсификации и Россия будет поставлять более 60% импорта газа».

Нестабильная ситуация в арабском мире подтвердила необходимость стратегии энергетической безопасности ЕС, сказал эксперт, но это не приведет, как Россия надеется, к большей зависимости от России, хотя она кажется более стабильным поставщиком в настоящее время, чем Северная Африка.

По словам Умбаха, учитывая связь газа с ценами на нефть, усилия ЕС по уменьшению его потребления и импорта (который будет уменьшаться, в отличие от предыдущих прогнозов в 2004/5 годах), возрождение ядерной энергетики в Европе, модернизация чистых угольных источников, перспективы нетрадиционного газа в Европе и расширение использования дешевого СПГ и увеличение импорта газа из Норвегии в среднесрочной перспективе коренным образом изменят перспективы европейского газового рынка.

«Я не вижу на европейском рынке места для газа из трубопровода, рассчитанного на 63 миллиарда кубометров, в свете сокращения европейцами потребления газа и строительства газопровода «Набукко», который будет стоить в три раза дешевле и который будет точно построен до 2020 года», - сказал он.

Проект «Южный поток» предусматривает создание нового маршрута поставок газа из России в Европу. Его реализуют итальянская ENI и Газпром, которые 23 июня 2007 года подписали соглашение о строительстве морского газопровода.

Планируется, что морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от российского (КС «Береговая») до болгарского берега. Пропускная способность газопровода должна составить 63 миллиарда кубометров газа в год. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 25 миллиардов евро.

По его словам, у России нет газа для «Южного потока» (за исключением использования газа из существующих газопроводов, проходящих через территорию Украины).

Наполнение «Южного потока» газом с Ямала или с других новых газовых месторождений является слишком дорогим проектом в настоящее время (по крайней мере до 2020 года), когда станут доступны гораздо более дешевые альтернативные источники газа, считает эксперт.

«Нестабильная ситуация напоминает нам об уязвимости Европы и всего мира: оставшихся ресурсов нефти хватит лишь еще на 40 лет. Эра дешевой нефти заканчивается, тогда как весь транспортный сектор во всем мире по-прежнему зависит от одного источника энергии - нефти», - сказал Умбах.

Таким образом, по его словам, люди должны удвоить глобальные усилия по разработке альтернативной энергетики, используемой для транспорта, и сделать двигатели гораздо более эффективными и энергосберегающими.