Часто приходится анализировать и углубленно исследовать вопросы, касающиеся кавказских стран, но редко речь идет обо всем регионе в целом... Как известно, кавказский регион расположен между Европой и Азией и именно благодаря этой своей стратегической позиции играет очень важную роль. Территория простирается от Черного до Каспийского моря, включая Грузию, Армению и Азербайджан. Говоря на языке географии, Грузия и Азербайджан  – две трансконтинентальные страны, так как их северные территории находятся в Европе, а южные –  в Азии, в то время как Армения полностью расположена в Азии. Именно из–за его важного стратегического расположения на политическую ситуацию на Кавказе оказывают огромное влияние другие страны, которые обуславливают и моделируют политику и внутренние союзы между этими тремя странами.

Эти другие страны, которые активно участвуют в определении политики и союзов в регионе, многочисленны, но в основном их можно разделить на четыре блока, среди которых США, Евросоюз, Турция и Российская Федерация. На сегодняшний день региональное развитие крайне динамично и несмотря на внутренние проблемы характеризуется сильным экономическим ростом. Что касается региональной политики, то одним из основных игроков, оказывающих на нее влияние внутри кавказских территорий, является Россия,  которая более ста лет имеет здесь свои персональные интересы. В отличие от других стран, имеющих несомненное влияние в кавказской зоне, Россия – единственная, теряющая почву под ногами. Она сохраняет твердые союзнические позиции только с Арменией. Ереван вынужден поддерживать этот союз из–за вопросов национальной безопасности, так как он видит в России надежного защитника, по крайней мере, до тех пор, пока конфликты с Азербайджаном и Турцией не будут разрешены. Такая потеря позиций со стороны России частично объясняется растущим влиянием других международных игроков, которые проникли в зону и оспаривают свои позиции (США, Турция, Евросоюз), а частично недавним вооруженным конфликтом с Грузией, который напугал соседей и привел к потере доверия со стороны Армении и Азербайджана по отношению к Кремлю.

Турецкая политика “мирного вмешательства” в регионе –это относительно недавнее явление, но она очень эффективная и динамичная. Она базируется на твердых политических и экономических отношениях с Грузией и таким образом обеспечивает стабильную поддержку в зоне. Кроме этого, Турция располагает другой очень важной поддержкой в регионе благодаря своему этническому и лигвистическому родству с Азербайджаном. Сотрудничество между этими двумя странами очень глубокое. Напротив, отношения между Турцией и Арменией остаются замороженными со времени войны в Карабахе. К “мирному вмешательству”  Турции региональные игроки относятся толлерантно, оно базируется на взаимной политической и экономической выгоде. Для Азербайджана Турция – гарант безопасности на фоне его проблем с Арменией, состоящей в союзе с Кремлем (конфликт в Нагорном Карабахе). Для Грузии сотрудничество с Турцией может оказаться очень полезным, потому что Анкара – крайне влиятельный член НАТО, способный помочь в осуществлении некоторых амбиций Тбилиси...

Политика Европы по отношению к странам Кавказа очень разнообразна и многонаправленна. Она основана на множестве факторов, среди которых общечеловеческие ценности, уровень сотрудничества со структурами Евросоюза, их политическая воля и способность проводить необходимые реформы. Следовательно, интенсивность и качество европейского сотрудничества со странами Кавказа находятся (в теории) в прямо пропорциональной зависимости от их внутренней политической структуры, их общечеловеческих ценностей, их уровня/качества демократии, даже если этот последний параметр измерения применим на настоящий момент только к Грузии и частично к Армении, в то время как в Азербайджане реальные демократические преобразования еще не начались. Существует специальный формат сотрудничества между Евросоюзом и  странами Восточной Европы, который включает и страны Кавказа. Он называется “Восточная программа сотрудничества”, имеет юридическую базу и предполагает обоснование и постепенное введение в действие проектов кооперации и интеграции. Страны – участники программы – Белоруссия, Украина, Армения, Азербайджан, Грузия и Молдавия.

Вовлеченность Евросоюза многоступенчатая, потому что она не ограничивается только сотрудничеством между европейскими институтами и странами Кавказа, но включает также кооперацию на национальных уровнях, которая варьирует от одной страны к другой. Итальянская дипломатия тоже участвует в сотрудничестве с государствами Кавказа, в основном в области культуры. Наша культурно–экономическая дипломатия добилась удовлетворительных результатов, работая в тесном контакте с местными властями и стараясь продвигать наши интересы. В качестве примера можно привести договор, подписанный между Грузией и Италией несколько недель тому назад. Наше посольство при грузинском правительстве сообщило о его содержании. Договор предполагает преподавание итальянского в качестве второго иностранного языка в государственных школах по всей стране.

Напротив, деятельность Соединенных Штатов очень прямолинейна и прагматична. Вашингтон поддерживает хорошие отношения со всеми тремя странами зоны, но на различных уровнях.  У США неплохие отношения с армянским правительством. США особенно заинтересованы в стабильности Азербайджана, так как он является масштабным экспортером газа и нефти, что может приобрести еще большее значение, как только будет официально объявлено о проекте строительства газопровода Nabucco. Он возьмет начало в Баку, пройдет через Грузию, по нему потечет нефть Каспия на запад. Это очень деликатная тема, так как проект нацелен на диверсификацию энергетического снабжения Европы и хотя бы на частичное ее освобождение от российского монополиста.

Сотрудничество же США–Грузия основывается на разделяемых обеими странами демократических ценностях. Хотя Грузия находится только в начале процесса демократизации, США придают большое значение партнерству с этой страной. Эта тема очень дорога американцам, и, следовательно, они придают Грузии статус “стратегического партнера”. Согласно американским дипломатам, каждый последующий шаг Тбилиси по направлению либерально–демократических реформ сближает и связывает эти две страны. Такое утверждение находит свое подтверждение в договоре о “стратегическом партнерстве”, недавно подписанном между США и Грузией (в январе 2010 года). Этот договор представляет собой “дорожную карту” кооперации между этими двумя государствами и включает сотрудничество в военном, политическом и культурном плане.  Договор был подписан после войны с Россией, и он включает также “обещание” постоянной американской помощи грузинскому правительству на международной арене в целях окончательного разрешения конфликта.

Как видно из вышесказанного, Кавказ представляет собой очень разнообразную территорию, на которой пересекаются региональная и международная политика. С началом демократических реформ союзы быстро меняются, что неизбежно приводят к тому, что заинтересованные государства пересматривают старые связи, приспосабливая их к новым политическим реалиям и требованиям времени. В перспективе демократический Кавказ станет также гарантией стабильности и прогресса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.