Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Протесты в Грузии: одна демонстрация, много интерпретаций

© REUTERS / StringerДрака во время митинга оппозиции в Тбилиси
Драка во время митинга оппозиции в Тбилиси
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Грузии четвертый день подряд продолжаются антиправительственные демонстрации, призывающие к отставке президента Михаила Саакашвили.Многие лидеры оппозиции - включая Бурджанадзе, развивающую тесные отношения с Россией - использовали потерю отколовшихся республик как боевой клич в попытке выстроить свою собственную базу общественной поддержки.

Тбилиси – В Грузии четвертый день подряд продолжаются антиправительственные демонстрации, призывающие к отставке президента Михаила Саакашвили.
 
Около 200 демонстрантов ночевали перед штаб-квартирой государственного грузинского телевидения, где они поставили палатки и временную сцену, украшенную плакатами «Мы боремся за демократию» и «Миша должен уйти».
 
Число демонстрантов уменьшилось с тех пор, как протесты начались 21 мая. В тот день тысячи протестующих собрались перед штаб-квартирой государственного телеканала, чтобы обвинить Саакашвили в том, что тот управляет этой южнокавказской страной в советском стиле.
 
Круглосуточные протесты в основном проходят мирно. Однако 22 мая полиция использовала слезоточивый газ и резиновые пули, чтобы разогнать демонстрантов после того, как некоторые из протестующих начали громить стоящие неподалеку машины металлическими прутьями.
 
Протестующие заявили, что пытались помочь другу, который был задержан и находился в полицейской машине. Как сообщается, одну женщину увезли в больницу в результате полученных травм.

Демонстрации – первые в своем роде за почти два года – это попытка более радикальной ветви грузинской оппозиции заявить о себе на политической сцене, где уже почти восемь лет господствует Саакашвили. (Более умеренная группа «Оппозиция 8» под руководством бывшего посла Грузии в ООН Ираклия Аласания решила держаться подальше от протестов.)
 
«Революционный» конец
 
Нино Бурджанадзе, бывшая ключевой союзницей Саакашвили в ходе приведшей его к власти  «революции роз» 2003 года, сегодня является одним из лидеров крестового похода, целью которого является «революционный» конец его президентства, которое характеризовалось, по ее словам, нарастающим авторитаризмом и пренебрежением.
 
Отвечая на вопросы Грузинской службы RFE/RL 22 мая, она сказала, что подавление оппозиции со стороны Саакашвили превратило выборы в бессмысленное действие.
 
«Никогда в истории недемократическая и авторитарная власть не передавала полномочия на выборах. Этого никогда не происходило, - сказала Бурджанадзе. – Что касается угрозы нестабильности, вчера я вспомнила слова великого американца, Джона Кеннеди. Он сказал, что любая власть, делающая мирную революцию невозможной, приведет к тому, что революция станет насильственной».
 
К оппозиционному «Демократическому движению» Бурджанадзе, организовавшему продолжающиеся протесты, присоединилась оппозиционная группа «Грузинская партия», которой руководят несколько известных политиков, включая бывшего омбудсмена Созара Субари и миллионера Левана Гачечиладзе.
 
В прошлом две эти группы конфликтовали. Но прибыв на демонстрацию 22 мая, Гачечиладзе пожал Бурджанадзе руку, тепло ее обнял и заявил, что будущее страны важнее политического соперничества.
 
«Я, Леван Гачечиладзе, лично забуду обо всем ради моей родины, - сказал он, - я бы хотел поприветствовать г-жу Нино перед всеми вами».
 
Возможный козырь

Присоединившись к протестам, «Грузинская партия» повысила ставки, объявив о так называемом «Дне гнева» в арабском стиле, который должен пройти 25 мая, и пообещав сместить в этот день Саакашвили. Они также запланировали объявить о возможном козыре - Ираклии Окруашвили, бывшем министре обороны и союзнике Саакашвили, бежавшем из страны в 2007 году после крайне публичной ссоры с президентом, которого он обвинил в коррупции и преступных намерениях.

Окруашвили, которого позже осудили за коррупцию в его отсутствие, живет во Франции, где получил политическое убежище. Ранее на этой неделе он пообещал вернуться в Грузию 25 мая - в тот день, когда Бурджанадзе и другие пообещали обеспечить отставку Саакашвили - и «покончить с этим режимом раз и навсегда».

Но 24 мая и он, и «Грузинская партия» дали задний ход. В то время как ряды протестующих начали редеть, Субари заявил местному телеканалу, что «День гнева» отменен. А Окруашвили отменил свое решение приехать в Грузию, заявив, что, по его мнению, Бурджанадзе и ее «Демократическое движение» не являются подходящими политическими партнерами для него и его союзников.

Неясно, какова могла быть мотивация Окруашвили в его размышлениях о возвращении в страну. Чиновники грузинского МВД пригрозили арестовать его, как только он въедет в страну. И точно не известно, по-прежнему ли Окруашвили так популярен и имеет такую поддержку, как прежде.

С самого начала «Демократическое движение» было, похоже, недовольно этим фортелем, и одна из его его ведущих участниц, чемпионка мира по шахматам Нона Гаприндашвили, заявила Грузинской службе RFE/RL, что любая попытка Окруашвили присоединиться к протестам будет «неприемлемой».

«У нас нет никаких связей с Окруашвили. Когда «Грузинская партия» пришла к нам, мы попросили их дать нам зать о планах Окруашвили, если они сами что-то знают, - сказала Гаприндашвили. - Мы должны на 100% знать точные планы Окруашвили прежде, чем примем какие-либо решения, так как у нас не будет никаких отношений с Окруашвили».

Никаких комментариев от Саакашвили

Правительство, похоже, протесты не беспокоят. Саакашвили, широко раскритикованный международным сообществом за его разгон безоружных демонстрантов в ноябре 2007 года, никак не прокомментировал текущие демонстрации или призывы к его неизбежной отставке, и провел 23 мая в Будапеште, встречаясь со своим венгерским коллегой Палом Шмиттом.

Министерство иностранных дел Грузии повторно заявило, что люди, собравшиеся у здания государственного телевидения, имеют право на мирные протесты.

Тем временем, Россия неотступно следит за грузинскими протестами. В новостных выпусках основных государственных телеканалов демонстрациям уделяется много времени, и в репортажах показывали активированные канистры слезоточивого газа и протестующих, пострадавших от дыма во время столкновений 22 мая.

Отношения Москвы с Саакашвили никогда нельзя было назвать теплыми. Кремлевские лидеры постоянно стремились постепенно лишить грузинского лидера, открыто стремившегося приблизить свою страну к Западу и отвести ее подальше от постимперского сферы влияния России, власти.

Российско-грузинская война 2008 года, лишившая Грузию юрисдикции над сепаратистскими регионами -Абхазией и Южной Осетией - считалась попыткой Кремля задушить амбиции Саакашвили.

Потеря отколовшихся грузинских территорий шокировала многих грузин и нанесла серьезный, хотя и не смертельный, политический удар по Саакашвили. Широко распространены слухи о том, что, когда его последний президентский срок истечет в 2013 году, Саакашвили может занять пост премьер-министра, недавно наделенного большими властными полномочиями. (Владимир Путин предпринял похожий шаг в 2008 году, когда закончился его второй президентский срок.)

Призрак России


Многие лидеры оппозиции - включая Бурджанадзе, развивающую тесные отношения с Россией - использовали потерю отколовшихся республик как боевой клич в попытке выстроить свою собственную базу общественной поддержки.

Призрак России принимает угрожающие размеры в Грузии, где многие, как в оппозиции, так и внутри правящей партии, уверены, что агенты Кремля настроены на то, чтобы захватить контоль над грузинской политикой.

Давид Дарчиашвили, депутат парламента от Единого национального движения Саакашвили, рассказал RFE/RL, что не ожидает большого всплеска насилия в ходе протестов. В то же время, сказал он, обоснованно предположить, что источник любых беспорядков, в конечном итоге, можно будет отследить до России.

«Нет никаких причин думать о крупномасштабной угрозе. Нет никаких социальных, системных или интеллектуальных причин, - сказал он. - Но мы не можем исключить тот факт, что несколько сотен людей по-разному сотрудничают с Россией и готовы предпринять различные шаги. Это будет неприятно, но любое государство и его правоохранительные органы должны быть готовы к чему-то подобному».

Подготовлено в Праге Дейзи Синделар (Daisy Singular) на основе репортажей Джимшера Рехвиашвили, Ноны Суварьян, Бидзины Рамишвили, Нико Нергадзе, Нино Харадзе и Нино Гелашвили из Праги и Тбилиси.