Прорыва на очередных переговорах по Нагорному Карабаху президентов Азербайджана и Армении с участием президента России не будет, хотя, возможно, она станет решающей, считают эксперты.

«Следующая встреча президентов Азербайджана и Армении станет для международного сообщества решающей, чтобы понять, есть ли у сторон конфликта действительная приверженность к достижению соглашения», - считает аналитик Международной кризисной группы Сабина Фрейзер.

Президенты Ильхам Алиев, Дмитрий Медведев и Серж Саргсян проведут встречу в конце июня в Казани. Это будет уже девятая трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, России и Армении.

Предыдущая встреча в таком формате состоялась в Сочи 5 марта. Седьмая встреча прошла 27 октября прошлого года в Астрахани. По итогам переговоров президентов Азербайджана, России и Армении Ильхама Алиева, Дмитрия Медведева и Сержа Саргсяна в Астрахани сторонами нагорно-карабахского конфликта - Азербайджаном и Арменией была подписана декларация, которая предусматривает возвращение военнопленных и носит гуманитарный характер.

Президенты стран - сопредседателей Минской группы 26 мая приняли совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту на саммите «большой восьмерки» во французском Довиле.

Президенты Медведев, Обама и Саркози призвали лидеров Армении и Азербайджана «продемонстрировать политическую волю и завершить работу над «базовыми принципами» урегулирования во время следующей встречи в июне».

По словам Фрейзер, сроки до конца июня кажутся очень сжатыми, так как ни в Армении, ни в Азербайджане пока не идет работа по подготовке общественности к мирному соглашению. С другой стороны, «базовые принципы» обсуждаются конфликтующими сторонами уже на протяжении четырех лет.

По словам азербайджанского политолога Тофика Аббасова, прорыва на встрече президентов не будет.

«Президент России попытается растормошить своего армянского коллегу, чтобы тот не артачился в принятии Мадридских принципов, поскольку другого подхода, другого блока принципов пока еще нет», - сказал Аббасов.

По его словам, Баку свое слово сказал и увел проблему в сторону от соблазна сделать территориальный вопрос предметом обсуждений. Точно так же азербайджанский президент дал понять, что вопрос статуса спорного региона может решиться только после того, как беженцы вернутся на места исконного проживания, считает Аббасов.

«Как раз возвращение беженцев и может стать гарантией для последующего доверия. Но этого упорно не хотят понимать в Ереване. Условия, с которыми армянский президент появляется на поле политического решения, уже говорят о желании противной стороны подорвать базу переговоров», - сказал политолог.

Максимум, чего можно ожидать от встречи в Казани, по его словам, так это то, что Медведев добьется от своих коллег заверений, что они готовы продолжить контакты. И это можно будет интерпретировать как положительный знак, считает эксперт.

По мнению директора института «Кавказ» Александра Искандаряна, реального сближения позиций Армении и Азербайджана на предстоящей встрече президентов, скорее всего, не будет.

«Явно страны-сопредседатели хотят, чтобы какое-либо заявление в Казани было подписано, но мне кажется, что, скорее, оно не будет подписано, - сказал Искандарян. - Однако даже если какой-то документ будет там подписан, то это будет крайне неконкретное и довольно расплывчатое заявление - этакий документ о принципах. Т.е. ждать, что оно станет реальным прорывом, не стоит. На мой взгляд, это маловероятно».

По его словам, в процессе переговоров ничего принципиально нового не происходит с лета 2008 года, когда по касательной ситуацию с Нагорным Карабахом ощутимо затронула война в Грузии. Это было последнее серьезное событие в рамках процесса вокруг Нагорного Карабаха, которое сильно повлияло на расклад вокруг этой проблемы, считает он.

Однако, по мнению британского эксперта по Южному Кавказу, нынешний год может иметь решающее значение для нагорно-карабахского процесса.

«Я считаю, что заявление трех президентов в Довиле было самой значительной декларацией по нагорно-карабахскому конфликту за многие годы», - сказал эксперт Фонда Карнеги, английский журналист Томас де Ваал (Thomas de Waal), автор книги «Черный сад: Азербайджан и Армения - между миром и войной».

По словам де Ваала, основные принципы документа по урегулированию обсуждаются уже более пяти лет, и, как говорят президенты стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ, продолжение задержки по согласованию краткого рамочного соглашения вызывает вопросы относительно того, действительно ли стороны конфликта привержены мирному процессу вокруг Нагорного Карабаха.

Россия, Франция и Соединенные Штаты обоснованно считают, что настало время двигаться вперед, сказал эксперт.

«Этот год может иметь решающее значение для нагорно-карабахского процесса, когда существует согласие между тремя большими державами, тем более что все три страны-сопредседатели стоят на пороге президентских выборов», - сказал де Ваал.

Однако, по мнению Аббасова, подобные заявления отражают намерения сторон и не имеют под собой никакой юридической основы, чтобы принудить конфликтующие стороны к выполнению обязательств.

«Тройка сопредседателей, бесспорно, наделена сообществом, если более точно, то со стороны ООН и ОБСЕ, полномочиями на урегулирование кризиса. Но по всему видно, что масштаб армяно-азербайджанского конфликта и стоящие за ним геополитические расчеты не столь значимы или же не привлекательны для государств-лидеров», - сказал он. Потому, по его словам, они решают такого рода проблемы в дежурном режиме, спустя рукава.

«Потому я пока не вижу тех предпосылок, которые вынудили бы посредников форсировать процесс, который и так затянулся. Тут нужен метод принуждения. А международное право продолжает терять свою значимость и все больше задвигается в задний ящик в решении далеко нешуточных проблем», - сказал Аббасов.

По мнению Искандаряна, у стран-сопредседателей множество других забот, и нагорно-карабахский конфликт не является самой значимой из них. Что же касается активности России, то, по его мнению, именно с 2008 года Россия играет ключевую роль в процессе, и это было предсказуемым изменением роли России после пятидневной войны в Грузии в августе 2008 года.

«Совершенно очевидно, что это не самостоятельная инициатива России. У Москвы есть карт-бланш от двух других стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ - США и Франции по той причине, что России наиболее удобно это делать из-за близости к региону», - сказал эксперт.

Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - 20 процентов территории Азербайджана - находятся под оккупацией Вооруженных сил Армении. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры.

Принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению оккупированного Нагорно-Карабахского региона и прилегающих к нему территорий до сих пор не выполняются Арменией.