Интервью с руководителем посреднической миссии России в 1992-1996 гг., бывшим полномочным представителем президента Российской Федерации по Нагорному Карабаху и экс-сопредседателем Минской группы ОБСЕ от России Владимиром Казимировым.

- Господин Казимиров, президент США Барак Обама поблагодарил главу МИД России Сергея Лаврова, находившегося с визитом в Вашингтоне, за усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Глава МИД РФ С.Лавров после Казани привез президентам Азербайджана и Армении некое послание от президента Медведева. Глава российского МИД немного раскрыл его, сказав, что «пора договариваться»? Pоссийские усилия смогут дать результат?

- Я уверен в конечном результате усилий государств-сопредседателей МГ ОБСЕ, сколько бы встреч и раундов это не потребовало. В том числе и потому, что для них всех, и особенно для России, совершенно неприемлема другая крайность – возобновление военных действий в карабахском конфликте. Конечно, всем хочется скорейшего позитивного результата, но это зависит от самих сторон конфликта. Около 20 лет назад многим тоже казалось недостижимым прекращение огня в Карабахе, но, несмотря на все трудности, оно было достигнуто при содействии России.

- Несмотря на ожидания, на встрече трех президентов в Казани Азербайджан и Армения не смогли достичь соглашения по базовым принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Как вы думаете, в чем они не согласились? В чем проблема?

- Могу судить,  лишь отталкиваясь от логики сторон конфликта. Для Баку всего важнее и неотложнее уход армян из районов, занятых ими вокруг Нагорного Карабаха, то есть ликвидация одного из главных последствий вооруженного конфликта. Бакинцы преуспели в том, чтобы выдвинуть на первый план проблему оккупации и вызвать в этом сочувствие к себе. Но там всячески скрывают, что в этом повинно само руководство Азербайджана и его грубые просчеты, а в международном сообществе почти не знают или подзабыли, как Баку в погоне за мнимой победой упорно уходил от прекращения военных действий и терял район за районом. Так что в оккупации немало виноваты сами правящие круги Азербайджана как при Эльчибее, так и при Гейдаре Алиеве.

В расчете на сочувствие Баку хотел бы вернуть ряд районов «бесплатно», то есть без встречных уступок и без гарантий безопасности Нагорного Карабаха. Но поэтапная реализация урегулирования требует баланса интересов сторон на каждом этапе, начиная с самого первого. А для армян оставить 1-2 района означает взломать самую укрепленную линию обороны вокруг Нагорного Карабаха (и самую короткую). Чтобы отойти, им нужны четкие гарантии по безопасности Нагорного Карабаха, скрепленные гарантиями международными. Проще всего было бы соглашение о неприменении силы, но Баку его не хочет. Вот вкратце расклад ситуации вокруг вопроса, который Азербайджан выдвигает на первый план.

А для армян и в целом коренной вопрос урегулирования, его причина – судьба Нагорного Карабаха. Ереван в принципе согласен решать его не сегодня, а завтра, но не послезавтра, однако требует свободы голосования жителей Нагорного Карабаха, но Баку даже не желает допускать такого голосования, выдвигая карикатурное предложение голосовать лишь «в ошейнике» – не более чем за автономию Нагорного Карабаха в пределах Азербайджанской Республики. Тут тоже пока не видно сближения позиций сторон. Насколько свободна была бы эта «автономия», видно даже из того, что Баку хотел бы решать судьбу Нагорного Карабаха без его участия. В отличие от отца, который понимал, что Нагорный Карабах не вернуть, Ильхам Алиев укрепляет свои позиции внутри страны за счет ультра-патриотических требований его возвращения. Вот вам расклад позиций по главному вопросу. Сблизить их – тяжелейшая задача.

Поэтому вся критика в адрес посредников из уст журналистов и политологов – самое легкое занятие. Это вроде охаивания работяг со стороны праздно наблюдающих и не умеющих работать в тех делах.

- После казанской встречи стало ясно, что виной провала стал Азербайджан. На ваш взгляд, это может стать причиной усиления международного давления на Азербайджан?

- Если Баку действительно подбрасывает все новые и новые поправки к Основным принципам, то это лишь показывает невысокую меру его искренности, когда он всячески подчеркивал свое согласие с ними. Правда, одно время он обозначал, что имеет оговорки, но потом ради пропаганды изображал согласие. Но оговорки по деталям это одно дело, а несогласие с главными положениями – совсем другое. Дойдет ли до реального давления – не знаю, но официальный Баку рискует так и не обрести репутацию серьезного партнера по переговорам. Причем всё это на фоне прямых нарушений им официально взятых обязательств и всяческого замалчивания тех соглашений и договоренностей, которые он не пожелал соблюдать. Не раз я приводил конкретные примеры, просто не хочу повторяться.

- На ваш взгляд, должна ли сейчас усилиться роль ЕС? Поскольку недавно об этом заявили сопредседатели Минской группы ОБСЕ Роберт Брадтке и Бернар Фасье в ходе организованных в Европарламенте слушаний по карабахскому конфликту. Они заявили, что повышается роль Евросоюза. Американский сопредседатель подчеркнул: «Когда мы станем переходить от этого этапа переговоров к реализации мирного соглашения, откроются новые возможности для деятельности других стран, в том числе и Евросоюза, который может предпринять важные шаги по укреплению доверия между сторонами, контактов лицом к лицу, диалога между народами, а также в деле восстановления и переустройства региона».

- Отношу это не к проведению самих переговоров, а к поддержке усилий сопредседателей опосредованно, по довольно важным, но все же вспомогательным направлениям.

- На днях состоялся телефонный разговор президента России Дмитрия Медведева с президентом США Бараком Обамой, в ходе которого обсуждалось также карабахское урегулирование. С обеих сторон было выражено намерение и дальше предпринимать скоординированные шаги в целях содействия поиску Баку и Ереваном мирного решения проблемы. Можно ли использовать Дейтонский принцип в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

- Дейтон – это крайность, на которую стороны вынудили посредников. Хотелось бы принудить стороны карабахского конфликта к миру иными средствами – политико-дипломатическими, логикой, фактами, аргументами.

- Перед казанской встречей французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ во время слушаний в Европарламенте заявил, что если в ближайшем будущем основные принципы не будут приняты, то сопредседателям придется представить новую концепцию. Может дело дойти до этого?

- Мне не ясно, что он имел в виду. За многие годы переговоров основные спорные проблемы получили разностороннюю проработку в предложениях посредников. Выдумать что-то новое можно, но ведь важно, чтобы это было реалистическим предложением, хотя бы в основе более или менее приемлемым для всех сторон конфликта. Адресуйте этот вопрос автору заявления.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.