Как известно, в Вене сопредседатели Минской группы ОБСЕ: Бернар Фасье, Роберт Брадтке и Игорь Попов вместе с личным представителем председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком представили Постоянному совету ОБСЕ годовой отчет о своей деятельности в свете предстоящего заседания Совета министров ОБСЕ в Вильнюсе. Подводя итоги посреднических усилий по мирному урегулированию карабахского конфликта, сопредседатели отметили, что в прошлом году они посетили регион восемь раз и провели четырнадцать отдельных встреч с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Армении Сержем Саркисяном. «За последние четырнадцать месяцев сопредседатели также пешком пересекли линию соприкосновения четыре раза, демонстрируя, что линия не является постоянным барьером между народами региона, и военная координация в реализации соглашения о прекращении огня возможна, если все стороны готовы к этому», - говорится в сообщении об отчете.

Подчеркнув постоянное участие трех правительств в процессе урегулирования, сопредседатели подтвердили, что проблема не имеет военного решения, и что по-прежнему важна политическая воля сторон для перехода от неприемлемого статус-кво к достижению мира.

 

Читайте также: Баку - Армения не заинтересована в урегулировании конфликта


Как передает источник, сопредседатели планируют в конце этого месяца снова посетить регион для дальнейшей разработки предложений.

Как сообщалось, 6-7 декабря в Вильнюсе пройдет 18-я сессия Совета министров ОБСЕ, на которую должны прибыть министры иностранных дел 56 стран ОБСЕ, 12 стран-партнеров организации в Северной Африке и Азии, верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, другие представители международных и региональных организаций. В ходе заседания Совета министров ожидается принятие важных решений относительно энергетической безопасности, вопросов прессы и безопасности журналистов, борьбы с киберугрозами и распространением наркотиков, мер по укреплению доверия в военной сфере и сфере безопасности, сотрудничества с Афганистаном и странами Средиземноморского региона. Планируется, что будет оценен прогресс в переговорах о затяжных конфликтах в Нагорном Карабахе, Приднестровье и Грузии. Одним словом, в отчете сопредседателей МГ ОБСЕ даже нет намека на возможность скорейшего урегулирования карабахского конфликта.

Не менее пессимистично настроена Международная кризисная группа. В ближайшие два года никакого продвижения в урегулировании нагорно-карабахского конфликта не ожидается, сказала в пятницу в Баку журналистам директор европейских программ МКГ Сабина Фрейзер.

Практика показывает, что в преддверии выборов переговорные процессы замедляются, заметила С. Фрейзер. В то же время она считает, что, даже если не проходят встречи на высоком уровне, контакты по линии гражданского общества двух стран необходимы.

С.Фрейзер особо подчеркнула, что Турции будет тяжело внести какой-либо вклад в урегулирование нагорно-карабахской проблемы. Хотя она и играет большую роль в Южно-Кавказском регионе, Анкаре, чтобы внести вклад в разрешение карабахского конфликта, необходимо наладить отношения с Арменией. «У Турции есть очень интересные и продуктивные предложения. Сейчас на повестке дня стоит открытие границ этой страны с Арменией», - сказала С.Фрейзер.

Хорошей новостью, как она добавила, является то, что в ближайшие два года вероятности войны нет. «Если в Армении сменится правительство, изменения в процессе переговоров в связи с урегулированием карабахской проблемы неизбежны», - считает С.Фрейзер.

На Турцию делается ставка

Панарабский телеканал «Аль-Джазира» не исключает, что с 2012 года инициатива в процессе карабахского урегулирования перейдет в руки Вашингтона. Об этом говорится в репортаже, посвященном проблемам Южного Кавказа.

Аналитики телеканала предполагают, что очередная встреча президентов С. Саркисяна и И.Алиева состоится по инициативе госсекретаря США Хиллари Клинтон и главы турецкого МИД Ахмета Давутоглу.

«В случае провала этой встречи Баку всерьез задумается над решением конфликта силовым путем. Известно, что во время своего недавнего визита в Турцию президент И.Алиев обсуждал этот вопрос с премьер-министром Р.Т.Эрдоганом. Потому 2012 год станет решающим годом для региона в целом», - говорится в материале. Отметим, что прогноз «Аль-Джазиры» о возможном участии турецкой стороны в карабахском конфликте коррелирует с недавним высказыванием генерального секретаря ОБСЕ Л.Заньера о том, что «в процессе карабахского урегулирования не хватает Турции». Кстати, это высказывание Л.Заньера вызвало недоумение в Армении, поскольку страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Карабаху (Россия, США, Франция) неоднократно указывали, что нынешний миротворческий формат изменениям не подлежит. Обращает на себя внимание то, что С.Фрейзер также намекает на возможное усиление роли Анкары в урегулировании карабахского конфликта. Запад открыто заявляет, что заинтересован в усилении роли Турции не только в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, но и во всем регионе. Но об этом чуть ниже.

 

Также по теме: Баку припрет Карабах к стене


Что касается урегулирования карабахского конфликта, то необходимо обратить внимание на следующий момент. Генеральный секретарь ОБСЕ Л.Заньер в своих заявлениях особо отмечал, что речь не идет о формальном изменении формата переговоров. Речь прежде всего идет о неофициальном, но реальном участии Турции в урегулировании карабахского конфликта.

Подобная попытка была уже предпринята со стороны Турции в середине 2010 года накануне антиядерного саммита в Вашингтоне. Именно тогда Анкара активно предлагала Вашингтону вариант проведения четырехсторонней встречи на высшем уровне при посредничестве США. Однако тогда во взаимоотношениях Азербайджана и США были проблемы, вызванные отказом официального Баку от участия в трехсторонней встрече (без Армении) в апреле 2009 года в Турции. И, как следствие, президент Азербайджана остался вне антиядерного саммита. Тогда министр иностранных дел Турции расценил отсутствие президента Азербайджана в Вашингтоне как упущенную возможность.

Так, отказ Баку от трехсторонней встречи был вызван тем, что тогда президент США Барак Обама активно «лоббировал» процесс нормализации армяно-турецких отношений. Но надо признать, что если бы Вашингтон в 2010 году смог просчитать ситуацию на несколько шагов вперед, то не исключено, что сегодня одной серьезной внешнеполитической проблемой у США было бы меньше. Тут США подвела самоуверенность. Прошло чуть более года, и ситуация в регионе резко изменилась. Сегодня США, с одной стороны, выводят войска из Афганистана и Ирака, с другой - собираются приступить к решающей фазе разрешения иранской ядерной проблемы. Кроме того, США и Турция, по сути, разорвали отношения с режимом Башара Асада, что также требует смены власти в этой стране.

Все эти процессы требуют четкой координации между союзниками Вашингтона в регионе, коими являются Турция и Израиль. Проще говоря, для реализации этих стратегических планов США заинтересованы в усилении роли Турции в регионе хотя бы потому, что после вывода войск из Ирака и Афганистана необходимо на кого-то возложить часть ответственности за сохранение мира и стабильности в регионе и постараться восстановить взаимодействие между Турцией и Израилем. Кроме двух этих государств, США попросту не на кого положиться.

Таким образом, американцы объективно заинтересованы в усилении роли Турции в регионе, что открывает для Анкары широкое поле для маневра. А это может посодействовать урегулированию армяно-азербайджанского конфликта.

Нефтегазовый фактор можно использовать во благо

Наступает момент, когда нефтегазовый фактор может сыграть позитивную роль в решении многих вопросов, в том числе и таких, как урегулирование карабахского конфликта. Однако многое зависит от того, насколько разумную политику будет проводить официальный Баку.

По свежим следам цитирую азербайджанского политолога Мубариза Ахмедоглу, который заявил, что «США заинтересованы в каспийских энергоресурсах, а не в урегулировании карабахского конфликта. А вот Россия - совсем другое дело. Ее позиция меняется».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.