(Часть I)

Пока совершенно понятно, что вторая карабахская война, которая, несомненно, трансформируется в региональную войну, стала бы для России не самым приемлемым вариантом выхода из создавшегося тупика в регионе, так как Россия, как всегда, сама не подготовлена к войне (ни к большой, ни к малой), но если ситуация будет явно разворачиваться в направлении ее принципиального вытеснения из региона, то наилучшей версией развития ситуации станет, конечно же, война.

 

Читайте также: Баку потерял надежду на войну


Способов инициирования второй карабахской войны немало: это новые поставки современных и не очень современных видов вооружений Азербайджану, демонстративные срывы военно-политических отношений с Арменией и антиармянская пропаганда в российских СМИ, формирование показной проазербайджанской партии в Москве и многое другое, что подаст сигналы Азербайджану о возникновения благоприятной ситуации в возобновлении военных действий. Несомненно, что главным «сигнальщиком» в этой части для Азербайджана является Турция, но в Анкаре все еще имеют некоторые иллюзии относительно достижения ее стратегических целей, чему никак не соответствует война.

Кроме того, имеются явные признаки того, что в последние месяцы и, возможно, недели Турция и США договорились о чем-то принципиальном, что, конечно же, сделано в рамках стратегии США по сдерживанию Турции, что уже отразилось на политике Турции в регионах, и рано или поздно будет продемонстрировано и в отношении России. Имеет ли это принципиальное долговременное значение, вряд ли понимают и в самой Анкаре, но, так или иначе, Турция сейчас, все еще, не заинтересована в войне. Поэтому, роль главного «сигнальщика» может взять на себя Россия.

Вряд ли США будут препятствовать этим намерениям России, так как американцы давно хотят наказать Азербайджан за претензии, с которыми он выступает в региональной политике и в более широком формате. Война, инициированная Россией, приведет к образованию пропасти в отношениях между нею и Турцией и одновременно продемонстрирует Азербайджану и Турции их истинное место в региональной и мировой политике.

Определенный смысл имеет выражение одного из высокопоставленных российских военных и политиков: «Мы не попусту вооружали Армению столько лет, пришло время и повоевать». Армения больше рассматривается Россией не как фактор сдерживания, а, скорее, как плацдарм для решения более активных задач. Русские уверены в возможности сдержать вторую карабахскую войну в определенных, ограниченных рамках, уверены, также, в нахождении способов согласовать позиции совместно с Турцией, во всяком случае, без участия США в данных согласованиях.

Таким образом, возникает весьма интересная возможность для Армении решить многие свои проблемы в 21 веке, то есть нанести Азербайджану сокрушительное военное поражение, и не использовать эту возможность означает оставить эти проблемы последующим поколениям армян. Военное поражение Азербайджана будет рассматриваться рядом мировых центров силы как весьма приемлемый выход из создавшейся тупиковой ситуации, и возможность обозначить в регионе новые позиции, обеспечивающие надежный баланс сил на длительную перспективу.

«Великая пауза» в региональной политике США, которую российские политики перепутали с окончательным свертыванием присутствия США в Черноморско-Кавказском регионе и в других регионах, успешно завершена, и американцы заново выстраивают свои позиции в этом обширном регионе. США переживают огромные экономические трудности, многое все еще непонятно для них на Ближнем Востоке, в Центральной и в Южной Азии, но в администрации Барака Обамы все более побеждают традиционные идеи американской внешней стратегии, так как вне этой стратегии тщетно и само американское государство, невозможно осуществлять задачи глобальной безопасности.

На данном этапе региональной политики США возникла новая проблема, которую опытные американские политики не считают весьма сложной и не относят к ряду проблем, ради решения которых США должны затрачивать достаточно много военных, экономических и политических ресурсов – это Турция, с ее внешнеполитическими амбициями. В связи с этим, необходимо отметить следующее обстоятельство. Тезисы о том, что США устраивает любой исход карабахского урегулирования, является недомыслием и, скорее всего, это является проекцией с высказываний некоторых далеко не информированных зарубежных экспертов, которым присущи поверхностные суждения. Перед США стоит задача стратегического сдерживания Турции, причем, данное «сдерживание» предполагает различные направления, решение задач безопасности и баланса сил на Ближнем Востоке, на Балканах и в Черноморско-Кавказском регионе. Поэтому, утверждать, что США предполагают любое решение по карабахской теме, то есть, и катастрофическое поражение Армении, утрату карабахской провинции, является полной чепухой, так как Армения и армянская тема являются важным фактором сдерживания Турции.

 

 

Армения также выступает в качестве арены, где могли бы сочетаться интересы США, России и Ирана, при определенных условиях. Для чего США поражение Армении, для создания неоосманской империи? Не так давно, в наших публикациях было допущено, что в скором времени США начнут демонстрировать военное сотрудничество с Арменией, и явно не только в пропагандистских целях. Смысл этого начинания, которое уже имеет место, заключается в весьма принципиальной задаче, и связано оно с той очевидной ситуацией, что Россия более не может выступать однозначной силой, способной сдерживать Турцию. Более того, США и их европейские союзники вовсе не имеют целью подорвать российско-армянское военное сотрудничество. Исследование этого вопроса приводит к убеждению, что Западное сообщество сейчас несколько иначе рассматривает роль России на Южном Кавказе. То есть, Россию рассматривают как сдерживающую силу, но не ограниченную в принятии политических решений. Такая «обидная» роль, конечно же, никак не устраивает Россию, но, вполне очевидно, что ее проталкивают именно на такую роль.

На Южном Кавказе Россия будет продолжать пытаться играть в многовекторные игры, связанные с задачами абсорбции Грузии и Азербайджана. Без доминирования или, по крайней мере, сильных позиций на Южном Кавказе Россия не может ощущать себя в безопасности, в особенности, в части процессов на Северном Кавказе и в Каспийском море. В настоящее время, наряду с сильными попытками переориентировать Азербайджан, происходит работа с Грузией, которой подаются сигналы о готовности вернуть под ее контроль Абхазию и Южную Осетию, взамен на лояльность России. В связи с этим пересмотрены даже взгляды в отношении М.Саакашвили, который теперь может рассматриваться как партнер. Россия установила контакты с широким кругом грузинских политиков различного идеологического свойства, с политическими партиями Грузии. При этом, Россия торопится, так как понимает, что «великая пауза», действительно, завершена.

Отношения России с Азербайджаном носят довольно многообразный характер, и для этого имеются многие базовые условия. Прежде всего, нужно сказать, что азербайджанские руководители, после долгих размышлений, поняли, что Азербайджану противопоказано находиться в конфронтационных отношениях с Россией. Перед ними красноречивый пример Грузии, которая претерпела катастрофу, и, кроме того, ни американцы, ни европейцы не продемонстрировали готовность решить карабахскую проблему в угоду Азербайджану. Отношения с Россией позволяют Азербайджану вести более содержательный диалог с Западом и Ираном, а также и с Турцией.

Между Россией и Азербайджаном сложились довольно широкие и обязывающие отношения, и они, конечно же, получат дальнейшее развитие, включая экономические, политические и военно-технические вопросы. На протяжении двух десятков лет Россия принесла немало жертв и сделала многие уступки Азербайджану по многим вопросам, включая давление на Армению, и ожидает большего понимания со стороны Азербайджана. Одновременно, Россия и Турция, несмотря на скептические оценки экспертов Запада, демонстрируют перспективы создания альянса, формирование которого будет иметь ряд этапов.

Понятно положение Армении, если в регионе сложится столь сильная «связка», как Турция, Азербайджан и Россия. Надежды на то, что Россия будет, при этом, оглядываться на свою собственную судьбу или, по крайней мере, на свои позиции на Южном Кавказе в более отдаленном будущем, не очень велики. Турция и Азербайджан могут совместно предложить России столь приемлемые и надежные условия долгосрочного сотрудничества, что Армения вообще не будет представляться для русских какой-либо ценой в этой игре.

 

Читайте также: Армения не заинтересована в урегулировании конфликта


В связи с этим, определяющим обстоятельством будет способность США и их партнеров осуществить политику сдерживания Турции, сохранение ее под своим стратегическим контролем. Другой версией является существенное ослабление Турции, вывод ее из числа региональных макродержав, принципиальное снижение ее геополитической роли. Этот сценарий предполагает иные отношения между США и Россией, совершенно радикальные трансформации на Ближнем Востоке и в других регионах. И этот сценарий вполне реалистичен, но пока имеются иные ожидания, а именно, формирование турецко-российского альянса и привязка к нему Азербайджана.

В Черноморско-Кавказском регионе появилась «третья сила», то есть, стратегия США, вернее, она уже давно имеет место здесь, но сейчас США вернулись к развертыванию этого слегка подзабытого плана. В этом и будет заключаться главная региональная интрига в ближайшее время.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.