Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гонка за каспийский газ обостряется

© РИА Новости / Перейти в фотобанкТрубопровод
Трубопровод
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В условиях повышающейся важности обеспечения энергетической безопасности Европы и поиска альтернативных маршрутов поставок газа обостряется борьба между газопроводными проектами, призванными обеспечить доставку этого газа в ЕС.

В условиях повышающейся важности обеспечения энергетической безопасности Европы и поиска альтернативных маршрутов поставок газа обостряется борьба между газопроводными проектами, призванными обеспечить доставку этого газа в ЕС.

Сегодня наиболее реальным поставщиком газа по этим альтернативным маршрутам является Азербайджан, который уже проводит процедуру отбора газопровода для доставки своего газа. Этот процесс должен завершиться к концу первого квартала этого года, что обостряет борьбу между консорциумами газопроводных проектов.

Дополнительную остроту борьбе за каспийский газ прибавило решение Турции предоставить России территориальные воды для прокладки газопровода Южный поток.

Необходимо сразу отметить, что для Баку выбор маршрута поставки газа в первую очередь зависит от его экономической целесообразности, эффективности и перспектив газовых рынков, на которые выходят трубопроводы, и привлекательных тарифов на прокачку газа. Таким образом, конкурентная борьба между газопроводами в первую очередь на руку поставщику - Азербайджану, который определяет для себя маршрут поставки газа.

Читайте также: Конкуренты за каспийскую нефть маневрируют

В настоящее время наиболее перспективными маршрутами поставки азербайджанского, а в дальнейшем и другого каспийского газа в Европу является Южный газовый коридор. Именно в этом коридоре проходят три основных конкурирующих маршрута - «Набукко», ITGI и TAP. Консорциум каждого из трубопроводов считает, что реализуемый им маршрут является наиболее оптимальным и экономически эффективным для доставки газа в Европу.



Однако в последнее время очень сильно сдал свои позиции газопровод «Набукко», который в начале гонки за каспийский газ рассматривался в качестве ее фаворитов. Во-первых, этот маршрут более других поддерживался с политической точки зрения Европейским союзом, во-вторых, поддержку этому трубопроводу оказывали на государственном уровне и страны - участницы проекта, которые подписали соответствующую декларацию.

Проект «Набукко» предлагает самый большой объем транспортировки газа - 31 миллиард кубических метров в год. Сегодня этот факт, который преподносился несколько лет назад как его преимущество, и является одним из основных недостатков.

После 2017 года Азербайджан готов поставлять в Европу 10 миллиардов кубических метров своего газ. Если этот газ пойдет по «Набукко», не ясно, кто будет оплачивать незаполненные мощности трубы. Таким образом, производители должны будут оплачивать прокачку по всему трубопроводу, используя его всего лишь на треть. К сожалению, заявления о том, что свободные мощности газопровода будут заполнены газом из других источников (Ирак, Египет, Туркменистан) пока не имеют никакой реальной основы. Кроме того, остается открытым вопрос стоимости этого газопровода. Однозначно, что она увеличится с заявленных ранее 7,9 миллиарда евро, однако до какой цифры, еще не ясно.

Более интересными в этом плане выглядят газопроводы ITGI и TAP, мощности которых 10 миллиардов кубических метров в год с возможностью дальнейшего расширения. Также привлекательной является стоимость реализации этих проектов - 1,5-2 миллиарда и 1,5 миллиарда евро соответственно. Основными сложностями в реализации этих проектов может стать кризис в Еврозоне, ударивший по таким странам, как Греция и Италия, компании из которых участвуют в ITGI и TAP.

Еще по теме:  Может ли Россия из-за энергоресурсов развязать войну на Каспийском море?

На фоне давно обсуждаемых проектов Южного газового коридора повышается интерес и к новому маршруту - SEEP (газопровод Юго-Восточной Европы), предложенный ВР - оператором разработки месторождения «Шах Дениз» в Азербайджане, которое должно стать основной ресурсной базой для всех перечисленных газопроводов. Этот проект предполагает поставку газа в объеме 10 миллиардов кубических метров по уже существующим газопроводам в Болгарию, Румынию, Венгрию, Сербию, Хорватию.

Чувствительный удар по газопроводу «Набукко» нанес и новый трубопроводный проект - Трансанатолийский газопровод (TANAP) инициированный Азербайджаном и Турцией. Реализация этого проекта свела на нет еще одно преимущество «Набукко» - намерение построить ответвление газопровода до границы Турции с Грузией. Однако строительство газопровода от восточной до западной границы Турции взяли на себя Баку и Анкара, что практически уровняло шансы всех проектов Южного газового коридора. Теперь все они будут начинаться на западной границы Турции.

Участниками «Набукко» являются австрийская OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botas и немецкая RWE.

Читайте таккже: RWE не хочет связываться с Nabucco из-за дороговизны

Акционерами проекта ТАР являются швейцарская компания EGL (42,5 процента), норвежская Statoil (42,5 процента) и немецкая E.ON Ruhrgas (15 процентов).
Компаниями Edison и Depa для разработки и строительства трубопровода Греция-Италия, известного под названием Poseidon, создана IGI Poseidon S.A. Контракт на разработку морского месторождения «Шах Дениз» (объем запасов в 1,2 триллиона кубических метров) был подписан 4 июня 1996 года. Участниками соглашения являются: BP (оператор) - 25,5 процента, Statoil - 25,5 процента, NICO - 10 процентов, Total - 10 процентов, Lukoil - 10 процентов, TPAO - 9 процентов, SOCAR - 10 процентов.

Желание Азербайджана вывести свой газ на европейский рынок пока остается неизменным. Для этого наиболее привлекательными являются маршруты Южного газового коридора. Однако какой будет выбран для этого газопровод, зависит, прежде всего, от самих участников этих трубопроводных проектов. Поэтому им сегодня важно показать свою экономическую и политическую жизнеспособность и финансовую состоятельность.