Необходимо обсуждение вопроса о лишении Франции статуса сопредседателя в Минской группе ОБСЕ. Об этом во время участия в одной из программ на телеканале CNN Turk заявил министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу.

«Если и есть два народа, которых трогает армяно-азербайджанский конфликт, так это русские и турки. Президент Франции Николя Саркози побывал два дня в Армении и несколько часов - в Азербайджане. Он очень открыто показал свою позицию. Как человек, работающий в этой области, я заявляю, что выполнение Францией миссии сопредседателя в Минской группе ОБСЕ невозможно», - заявил министр.

Отметив, что этот вопрос будет обсужден Турцией, Давутоглу подчеркнул, что в связи с этим им будет отправлен запрос в Минскую группу ОБСЕ. «Мы обратимся к ним, отстаивая права братского Азербайджана, 20% территории которого находится под оккупацией. Нам необходимо это обсудить. Или за столом обсуждений должна быть в качестве полноправного члена Турция, или же членство должна оставить Франция. Наша позиция заключается в этом», - заявил он.

Стоит напомнить, что до этого о необходимости вывода Франции из состава сопредседателей МГ ОБСЕ заявил президент Турции Абдулла Гюль.

Официальный Баку пока молчит, но Ереван оперативно и резко отреагировал на эти заявления министра иностранных дел Турции. Вопрос изменения формата урегулирования нагорно-карабахского конфликта находится не в компетенции Турции. Как сообщают армянские СМИ, об этом заявил 29 января в интервью армянским телеканалам министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. «Мы множество раз говорили, что если Турция искренне желает чем-то помочь решению карабахского конфликта, то она должна максимально держаться подальше, не вмешиваться в процесс урегулирования. Не Турции решать, кому остаться в Минской группе, а кому - нет. Не думаю, что такой подход может чем-то помочь карабахскому процессу», - заявил глава МИД.

Он отметил, что такого рода заявления, ультиматумы со стороны Анкары звучат не в первый раз, и официальный Ереван всегда отвечал должным образом на такие инициативы: «Но с Турцией всегда так: выставляешь за дверь, а она входит через окно или дымоход».

Решение Сената Франции по принятию законопроекта о криминализации отрицания «геноцида армян», как подчеркнул армянский министр, не направлено против какой-либо страны. Глава армянского внешнеполитического ведомства назвал бессмысленными заявления турецких высокопоставленных лиц о том, что после принятия законопроекта против отрицания геноцидов Франция стала менее беспристрастным посредником.

Налбандян напомнил, что на встрече 23 января в Сочи президенты Армении и Азербайджана выступили за сохранение формата переговоров с участием всех трех сопредседателей - США, Франции и России.

Министр иностранных дел Армении также считает, что разработка текста договора по Карабаху потребует большой работы даже в случае согласования основных принципов урегулирования. «Конечно, в этом случае будет важна соответствующая позитивная среда, а не препятствующая, провокационная атмосфера, формируемая в Азербайджане... Если мы хотим мира, то должны готовить наши народы к миру, а не к войне, разговоры о которой звучат в Азербайджане», - сказал Налбандян в интервью четырем ведущим телеканалам страны. Он напомнил, что в сочинском заявлении говорится о большой работе, направленной на урегулирование конфликта. «Это так и есть. Были проведены около полутора десятков встреч только на уровне президентов, десятки встреч на уровне министров иностранных дел, я имею в виду в течение последних трех-четырех лет. Были совершены десятки региональных визитов сопредседателей - в Ереван, Степанакерт и Баку», - сказал Налбандян.

Он добавил, что в документе, также говорится о прогрессе в процессе согласования основных принципов в результате интенсивных переговоров, хотя из Баку и звучали голоса о том, что у сопредседателей ничего не получается.

Важным, по словам министра является и то, что в заявлении указывается на необходимость продолжения деятельности сопредседателей - Франции, США и России, в том же формате и статусе.

«В документе содержится еще одно важное положение. В Баку в последнее время активно муссировались разговоры о том, что не стоит терять время на переговоры по согласованию основных принципов. В заявлении же было отмечено, что президенты придают важность достижению согласия вокруг основных принципов, и стороны вместе с сопредседателями должны активизировать работы в этом направлении. Это очень важное положение, так как в заявлении подчеркивается, и это признает Азербайджан, что нужно продолжать переговоры именно вокруг основных принципов и ускорить их согласование с учетом уже проведенной работы, чтобы перейти к разработке самого договора», - отметил министр.

Другим важным пунктом сочинского заявления Налбандян назвал положение, предусматривающее создание механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения.

Да, официальный Баку, по крайней мере, на высшем уровне, пока молчит. Однако большинство азербайджанских политологов, притом проправительственных, заявляют, что, одобрив законопроект, криминализирующий отрицание т.н. «геноцида армян», Франция тем самым дискредитирует себя как объективного медиатора в разрешении нагорно-карабахского конфликта, каким она представлена в Минской группе ОБСЕ. «Франция теряет роль объективного посредника, сама нанеся серьезный удар по своему имиджу беспристрастного медиатора в этой конфликтной ситуации», - считает азербайджанский политолог Фикрет Садыхов

«Азербайджан и так не в восторге от деятельности Минской группы ОБСЕ, - сказал Садыхов. - А тот факт, что кто-то из стран-сопредседателей стремится к поддержке одной из сторон конфликта, говорит лишь о том, что Франция далека от объективной оценки конфликтной ситуации в Южно-Кавказском регионе».

По словам политолога, Азербайджану хотелось бы видеть в Минской группе страны, равноудаленные от сторон конфликта и беспристрастные к событиям вековой давности. Садыхов считает, что периодическая ротация стран, входящих в группу сопредседателей Минской группы, могла бы оживить процесс переговоров вокруг Нагорного Карабаха. «Франция исчерпала себя как объективный посредник, - сказал он. - В Европе есть страны, не связанные настолько с армянским фактором, как Великобритания, Германия, которые могли бы присоединиться к процессу нагорно-карабахского урегулирования».

Садыхов не исключает возможности вынесения подобной инициативы Азербайджаном на повестку дня. Однако, прежде чем выносить на обсуждение этот вопрос, нужно изучить все тонкости и нюансы процедурного процесса, а также выяснить, насколько результативным будет такое решение, и насколько оно оправдано с точки зрения норм международного права, считает он.

Тема пересмотра формата сопредседателей Минской группы ОБСЕ обсуждалась неоднократно. Звучали предложения замены французского председателя на представителя от всего Евросоюза, а также предложения ввести в состав сопредседателей Турцию как наиболее влиятельного игрока в Южно-Кавказском регионе. Нынешнее участие Евросоюза в урегулировании конфликта сводится к поддержке деятельности Минской группы, так как напрямую ЕС в процессе не участвует. Начнем с того, что складывается ситуация, которая заставляет нервничать как официальный Ереван, так и Баку. Хотя ради справедливости надо отметить, что поводов для проявляния нервозности у официального Еревана намного больше. Скорее всего, именно поэтому министр иностранных дел Армении, комментируя заявления Ахмета Давутоглу, использует выражения, грубо нарушающие нормы дипломатической этики, почти срываясь на ненормативную лексику.

Итак, общим форматом урегулирования карабахского конфликта является Минская группа ОБСЕ, членом которой, кстати, среди других государств является и Турция. Таким образом, Турция, даже не будучи сопредседателем МГ ОБСЕ, имеет полное право и вообще-то должна выступать с инициативами по урегулированию карабахского конфликта. Поэтому заявления Э.Налбандяна о том, что «Турции лучше держаться подальше» и «не лезть в окно», мягко говоря, не корректны и не к лицу министру иностранных дел.

Может быть, господин Налбандян забыл о том, что сопредседатели МГ ОБСЕ были назначены по согласию сторон конфликта, то есть Армении и Азербайджана? Никакой особой процедуры выдвижения, да и отзыва сопредседателей не существует.