Зугдиди — Чтобы добраться до того места, где грузинское правительство начинает строить Лазику – свой грандиозный город будущего, - нам приходится объезжать домашний скот. Мохнатые коровы и крупные пятнистые свиньи нежатся на солнце прямо на дороге под гипнотические напевы бесчисленных лягушек.

Окрестные жители по-разному смотрят на перспективу ускоренного строительства (по китайскому образцу) города с полумиллионным населением на куске болотистой земли у Черного моря.

Хатия Очиава, школьная учительница из расположенной недалеко от места стройки деревни с населением в 330 человек, так вдохновилась этой идеей, что теперь практически каждый день просматривает снятый правительством презентационный видеоролик, любуясь компьютерной анимацией, демонстрирующей похожее на Дубай скопление небоскребов и оживленный грузовой порт. Она уже планирует открыть ресторан под названием Café Lazika.

Впрочем, у многих планы правительства вызывают сомнения. Работающий поблизости от будущего города 38-летний мегрел Каха Пачкуа, представитель этнической группы, которая веками живет в этих местах, считает, что почва здесь настолько пропитана влагой, что для высотных зданий потребуется закладывать фундаменты едва ли не 80-футовой глубины.

«Любой мегрел вам скажет, что здесь нельзя строить, - говорит он, оглядывая заболоченную землю. – Лазика - это только слово и ничего больше. Речь идет об огромных строениях. Не знаю, как болото их будет выдерживать».

Читайте также: СМИ Грузии - Евразийский союз vs привилегий Запада

Между тем у правительственных чиновников нет времени прислушиваться к скептикам. Стремительные темпы нового строительства в Грузии не оставляют возможности для общественного обсуждения вопросов финансирования проектов, их оправданности и их последствий для экологии. Несмотря на сомнения по поводу всех этих аспектов, первое строение в Лазике— футуристическое Здание государственных служб—уже начало возводится и должно быть открыто в сентябре. Президент Михаил Саакашвили обещает, что через десять лет Лазика станет вторым по величине городом в Грузии после Тбилиси с его примерно полутора миллионами населения, и одним из главных транзитных узлов на Черном море.

С тех пор, как г-н Саакашвили в 2004 году пришел к власти он не прекращает выдвигать грандиозные идеи. В их число входили роспуск печально известной своей коррумпированностью дорожной полиции, смена второго языка страны с русского на английский и перевод парламента из Тбилиси в Кутаиси – маленький городок в трех часах езды от столицы. Теперь он предлагает построить с нуля город, чтобы справиться с бедностью на аграрном западе страны.

«Главная причина, по которой мы так быстро меняем страну в том, что мы молодые и толковые и хотим все делать быстро, - утверждает заместитель министра юстиции Георгий Вашадзе, отвечающий за строительство в грузинских городах новых элегантных зданий государственных служб. – В отличие от Европы и Америки у нас нет времени десять лет думать над проектом и только потом за него приниматься. Поэтому нам в головы иногда приходят безумные идеи».

Идея Лазики была обнародована четыре месяца назад, когда г-н Саакашвили посетил Зугдиди, город в котором живут примерно 65 000 человек и население которого постепенно убывает. В этой части страны выращивают мандарины и орехи, и ее экономика очень пострадала сначала в 2005-2006 годах, когда Россия закрыла свои рынки для грузинских товаров, а затем два года спустя, когда российские войска перекрыли доступ в соседнюю сепаратистскую Абхазию. 50-летняя Кетеван Гвинджилия рассказывает, что здесь для экономии многие используют электричество только в одной комнате.

Также по теме: Грузия в НАТО - вступить или не вступить?

«Мы здесь как в вакууме», - говорит она. По ее словам, уровень экономической стагнации региона начинает напоминать ей период до прихода г-на Саакашвили к власти. «Мы еще не дошли до этой точки, но постепенно к ней приближаемся», - считает она.

Президент признал проблемы Зугдиди, заявив 4 декабря в своей речи: «Нам нужен большой прорыв, если мы не хотим, чтобы здесь и дальше царила бедность».

Этим прорывом, по его словам, станет строительство нового города и морского порта на берегу в 18 милях от Зугдиди. Это вполне обычная идея для Китая, построившего десятки городов, чтобы вместить наплыв мигрантов из сельской местности, но крайне небанальная для Европы. Г-н Вашадзе утверждает, что однажды он наткнулся в интернете на концепцию «города хартии», обладающего отдельной правовой и судебной системой, которая помогает привлекать иностранных инвесторов, строящих заводы.



«И тут нас осенило — почему бы не построить такой город в Грузии? – заявил он. – Мы осмотрелись и увидели, что на черноморском побережье есть свободное место».

Заболоченность этого места, по его мнению, не следует считать проблемой, так как «в Китае новые города постоянно строят в подобных местностях».

На вопрос о том, сколько чиновников работало над проектом Лазики, г-н Вашадзе ответил, что только им занимался один человек, но еще от десяти до 15 человек подключались к нему по совместительству.

Читайте также: Грузия - тюрьма для россиян

Заявление президента вызвало шквал вопросов. Город предлагается строить на краю болот Колхети, 82 000 акров которых Грузия в 1997 году обещала охранять по условиям Рамсарской конвенции. Хотя конвенция, надзор за соблюдением которой осуществляется из Швейцарии, не подразумевает санкций для нарушителей, она предупреждает, что им могут грозить «политический и дипломатический дискомфорт и резкая реакции международного сообщества или средств массовой информации». Однако пока грузинский министр защиты окружающей среды крайне саркастично реагирует на тревоги за судьбу болотных угодий.

«Пожалуйста, посоветуйте мне, как привлечь сюда туристов, чтобы они приезжали, любовались болотами, жертвовали средства, делали фотографии, что-нибудь писали, тратили у нас деньги и рассказывали знакомым, какие замечательные у нас болота», - заявил студентам в феврале министр Георгий Хачидзе.

Впрочем, возникают и более практические вопросы. Например, многих интересует, каким образом Лазика привлечет полмиллиона жителей в стране, в которой живет около 4,5 миллиона человек и население которой не растет и не урбанизируется.

С финансированием также непонятно. Четыре месяца назад г-н Саакашвили заявил, что Грузия начала переговоры с несколькими крупными европейскими и азиатскими инвесторами, которые возьмут на себя большую часть долгосрочных расходов на строительство, оценивающихся президентом в сумму от 600 миллионов до 900 миллионов долларов. Однако пока ни один инвестор официально ничего не обещал, поэтому трудно сказать, какая доля этого бремени достанется грузинскому бюджету, составлявшему в прошлом году 4,2 миллиарда долларов.

Также по теме: Грузия - пришло время отпускать "путинских собак"

«Мы не знаем, сколько это будет стоить и сколько будет потрачено бюджетных денег», - говорит Эка Гигаури из антикоррупционной организации Transparency International, выпустившей 11 апреля новый доклад, который был посвящен нарушениям прав земельных собственников при осуществлении государственных строительных проектов. Она признает, что некоторые из масштабных проектов г-на Саакашвили — особенно в области дорожного строительства — принесли Грузии большую пользу, однако сомневается в приоритетности Лазики.

«Есть так много вещей, которые нужно сделать, - заявила она. – Зачем строить с нуля новый город? Что за этим стоит? Никаких объяснений мы не получили. Президент просто сказал, что мы будем строить здесь новый город, и все».

Простые грузины задают себе те же вопросы. Согласно опросу, опубликованному в прошлом месяце Национальным демократическим институтом, 59 % тех, кто знал о проекте, заявили, что они поддерживают строительство Лазики, однако 68 % считают, что предварительно следовало бы провести парламентское обсуждение. Впрочем, Каха Бахтадзе из Сети кавказских природоохранных НПО (Caucasus Environmental N.G.O. Network) полагает, что провести серьезное обсуждение экологических последствий проекта было бы сложно, так как правительство до сих пор не опубликовало план объекта. Бахтадзе добавил, что он практически не сомневается в том, что Лазика будет построена.

«Правительство и президент объявили, что там будет город, - сказал он. – Обычно, если наш президент о чем-то объявляет, это происходит».

Действительно на днях на стройплощадке в 200 милях к западу от столицы инженер Мераб Чхиквадзе уже командовал десятком рабочих. Пока насос, откачивал грязную воду из 72-футовой ямы, необходимой, чтобы заложить фундамент для Здания государственных служб, он говорил, что этот проект заставляет его чувствовать себя частью истории и что, по пословице, награды достаются смелым. Однако кроме этого здания на его плане была только шестиполосная кольцевая дорога, и ничего больше. «Я точно не знаю, - ответил он на вопрос о том, как будет выглядеть остальная часть города, - но, разумеется, ее план уже существует».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.