Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия считает партнеров по СНГ неучами

Некоторые заявления председателя Государственной думы Сергея Нарышкина в Ереване иначе расценить нельзя

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Ереване Нарышкин был в ударе. Можно сказать, что он попытался "прыгнуть выше головы" и доказать, что членство в Евразийском союзе никак не противоречит стремлению стран СНГ к интеграции в европейское пространство.

После Баку председатель Государственной думы России Сергей Нарышкин совершил визит «доброй воли» в Ереван, где попытался убедить армянское руководство в привлекательности путинского Евразийского союза.

Президент Армении Серж Саргсян принял 24 июля делегацию, возглавляемую председателем Государственной думы России. Как сообщили ИА Regnum в пресс-службе президента Армении, в ходе беседы глава государства выразил надежду на то, что визит председателя Государственной думы России придаст новый импульс устойчиво развивающимся армяно-российским стратегическим отношениям. Серж Саргсян высоко оценил личный вклад Сергея Нарышкина в дело укрепления дружественных отношений между двумя странами. Глава республики подчеркнул также, что Армения заинтересована в большем углублении построенных на прочных исторических основах и развивающихся в союзническом духе взаимоотношений с Россией. По словам Саргсяна, эти устойчивые отношения являются краеугольным камнем безопасности Армении.

Сергей Нарышкин также с удовлетворением констатировал высокий уровень стратегического партнерства между двумя странами и подчеркнул, что Россия высоко ценит развитие отношений и сотрудничества с Арменией, которое, по его словам, за последние 10 лет еще более активизировалось. Председатель Госдумы России отметил важность роли межпарламентской дипломатии в деле укрепления отношений между двумя странами и заверил, что вместе с коллегами из парламента Армении будет сделано все возможное для того, чтобы способствовать большему сближению связей между двумя дружественными народами и странами. Армения стремится определить свое место в Евразийском союзе. Об этом Сергей Нарышкин заявил в ходе совместного брифинга со спикером парламента Армении Овиком Абрамяном.

«Руководство Армении внимательно следит, как развивается проект Евразийского союза, и стремится определить свое место в этом проекте, понимая, что евразийское экономическое пространство является форматом для развития экономических отношений», - заявил Нарышкин.

Как он отметил, Россия, Казахстан и Беларусь запустили данный проект в виде Таможенного союза, который уже дает свои результаты: «Объем взаимной торговли трех государств в 2011 году по сравнению с 2010 годом превысил 30%. То есть участие стран в этом объединении дало толчок развитию торгово-экономических отношений».

Он отметил, что геополитические интересы Армении и России полностью совпадают, и нет ни одного вопроса, вокруг которого у них существовали бы серьезные разногласия. «На протяжении многих столетий российско-армянские отношения являются примером братского и плодотворного сотрудничества, и это - не преувеличение. Можно с уверенностью сказать, что геополитические интересы наших государств полностью совпадают, и этот фактор способствует реализации стратегии эффективных связей в экономике, в сфере безопасности, в социально-культурной и научно-образовательной областях», - заявил председатель Госдумы РФ.

Он также напомнил о том, что в этом году страны отмечают два знаменательных юбилея - 20-летие установления дипотношений между Арменией и Россией и 15-летие ратификации договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Нарышкин заметил, что за эти годы было подписано более 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, и таким образом сформировалась прочная законодательная база, на которой основано сотрудничество между двумя странами по всем направлениям.

По его словам, нет ни одного вопроса, вокруг которого между Арменией и Россией существовали бы серьезные разногласия - от политического и военного союза в рамках ОДКБ до научного и культурного сотрудничества, - которое «по сути укрепляет и единое духовное пространство между Россией и Арменией». «И это - совершенно естественно, так как на протяжении многих столетий шел процесс взаимообогащения русской и армянской культур», - отметил он.

Председатель Государственной думы вошел во вкус и стал утверждать, что участие стран СНГ, в том числе и Армении, в Евразийском союзе усилит их европейскую ориентацию. Он отметил, что важнейшей составляющей двусторонних отношений между Арменией и Россией является торгово-экономическое сотрудничество.

«В 2011 году объем товарооборота между нашими странами достиг до кризисного уровня - почти $1 млрд., и почти $3 млрд. российских инвестиций направлено в экономику Армении.

Прочные экономические связи наших стран делают актуальным вопрос взаимодействия Армении и стран евразийского интеграционного проекта. Мы знаем, что в Армении с большим интересом наблюдают за прохождением основных этапов евразийской интеграции. Это создание Таможенного союза, который уже функционирует с 2010 года, это формирование единого экономического пространства и подготовка условий для создания к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза», - сказал он, констатировав, что с этого года уже начал действовать первый наднациональный орган трех государств, «формирующих единое экономическое пространство», - России, Казахстана, Беларуси - евразийская экономическая комиссия.

По инициативе Нарышкина создана также рабочая группа по вопросам формирования парламентского измерения евразийского проекта. «Тем самым в мире формируется и новый конкурентоспособный региональный союз, отвечающий требованиям глобального рынка. Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Беларусью открыт для стран СНГ, и при политической воле и по мере готовности других государств он будет расширяться; одной из таких стран может быть Армения, которая уже имеет статус наблюдателя в ЕврАзЭс»,- заметил он.

Как подчеркнул Нарышкин, первый практический шаг - это ратификация договора о зоне свободной торговли, который и «учитывает появление нового внешнеэкономического субъекта для Армении - Таможенного союза».

«Мы стремимся к развитию партнерских отношений и с другими регионами Европы и мира, и в посланиях президентов Беларуси, Казахстана и России парламентам обосновывается идея экономической интеграции в перспективе между Евразийским и Европейским союзами в плане создания общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока», - подчеркнул он.

Глава Госдумы РФ заметил, что в науке и политике ряда стран «имеет место необоснованное противопоставление евразийского и европейского векторов развития, трактовка европейского как антиевразийского и наоборот», что проявляется в «боязни некоторых стран в том, что их вхождение в Таможенный союз, в единое экономическое пространство, сделает невозможным их европейскую ориентацию». По его словам, в результате такой идеологии некоторыми политиками оправдывается неучастие в интеграционных проектах, «очевидно выгодных экономически».

По словам Нарышкина, Европейский Союз жизненно заинтересован в соединении технологий и финансовых ресурсов с природными богатствами, а также научным потенциалом стран Евразийского союза и всего евразийского пространства. «Тем самым участие стран СНГ, в том числе и Армении, в Евразийском союзе, на мой взгляд, усилит их европейскую ориентацию», - подчеркнул он. «Наши страны вместе являются равноправными и выгодными партнерами Европы, тем более что в сотрудничестве со странами евразийского пространства заинтересованы и другие регионы мира, например, Азиатско-Тихоокеанский регион», - подытожил председатель Госдумы. Отметим, что официальную позицию Армении по поводу членства в Евразийском союзе ранее изложил премьер-министр Тигран Саркисян, подчеркнув, что Армения заинтересована в интеграционных процессах - будь то СНГ, ЕврАзЭС или соглашение о свободной торговле с ЕС, так как это исходит из интересов армянских хозяйствующих субъектов. Что касается возможного членства Армении в Евразийском союзе, Саркисян подчеркнул: «На сегодняшний день мы находимся в позиции наблюдателя».

При этом С. Нарышкин отметил, что реализация значимых интеграционных проектов в Закавказье будет возможно лишь в случае сохранения мира в регионе, поэтому необходимо приложить максимум усилий для достижения компромисса в одном из самых сложных и затянувшихся неурегулированных конфликтов - нагорно-карабахской проблеме. «Посреднические усилия, которые прилагают Россия и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ, направлены на то, чтобы уже в ближайшем будущем стороны конфликта сумели преодолеть сохраняющиеся противоречия и сделали первый серьезный шаг навстречу друг другу», - заявил Нарышкин.

Как он отметил, об искреннем желании России помочь в нахождении компромисса и достижении прочного мира неоднократно заявляло руководство РФ. «Мы твердо стоим на этой позиции и надеемся на то, что уже в ближайшее время в переговорном процессе по карабахскому конфликту наметятся позитивные сдвиги», - сказал председатель Госдумы. Нарышкин подчеркнул, что Россия и далее готова оказать посредническое содействие в поиске взаимоприемлемого политического решения этого конфликта.

Во-первых, возникает вопрос: где был искренен господин Нарышкин - в Баку, где заявлял о вечной дружбе между Россией и Азербайджаном, или же в Ереване, где отметил полное совпадение геополитических интересов России и Армении? Почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что председатель российской Госдумы был искренен в Ереване. Ведь геополитические интересы намного важнее «дружбы навеки».

Но при этом стоит помнить, что признание «геноцида армян» и попытки отторжения части территорий Азербайджана являются частью этой полностью совпадающей геополитической палитры. Ведь господин Нарышкин не делал никаких исключений. То есть можно сделать вывод о том, что геополитические региональные интересы Армении, в том числе отторжение части территории Азербайджана и признание «геноцида армян», полностью созвучны с российскими. После этого даже не стоит комментировать заявление председателя российской Госдумы о заинтересованности Москвы в ускорении урегулирования карабахского конфликта. По той простой причине, что вывод напрашивается сам собой: Россия заинтересована в ускорении процесса правового оформления отторжения минимум Нагорного Карабаха от Азербайджана. Скорее всего, российские аппетиты этим не ограничиваются.

Во-вторых, и в Баку, и в Ереване господин Нарышкин попытался убедить правящие элиты в политико-экономической привлекательности путинского Евразийского союза для Азербайджана и Армении. Проще говоря, председатель российской Госдумы попытался «по-доброму уговорить» Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна санкционировать членство Азербайджана и Армении в Евразийском союзе. Можно предположить, что в Баку он получил, как говорится, от ворот поворот. По крайней мере, почти сразу после завершения «дружественного визита» С.Нарышкина официальный Баку заявил, что Азербайджан не собирается подавать заявку на членство в Таможенном союзе.

Создается впечатление, что и от официального Еревана С.Нарышкину также не удалось добиться однозначных обещаний по поводу членства Армении в Евразийском союзе. Но, скорее всего, не было и однозначного отказа. Именно этим можно объяснить заявление председателя Госудумы о том, что Армения все еще стремится определить свое место в Евразийском союзе.

Надо отметить, что в Ереване господин Нарышкин был в ударе, можно сказать, что попытался прыгнуть выше головы и доказать С.Саргсяну, что членство в Евразийском союзе никак не противоречит стремлению стран СНГ к интеграции в европейское пространство. При этом якобы в становлении Евразийского союза Европа заинтересована намного больше, чем Россия.

Создается впечатление, что Россия воспринимает своих партнеров по СНГ, мягко говоря, неучами.