Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия все-таки покидает Габалинскую РЛС?

Аpгументы «за» и «против» этой версии выдвигаются до сих пор

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Осталось менее пяти месяцев до 24 декабря, дня, когда истекает срок аренды Россией Габалинской РЛС, способной отслеживать пуски ракет на территории Ближнего Востока, Ирана и Юго-Восточной Азии.

Осталось менее пяти месяцев до 24 декабря, дня, когда истекает срок аренды Россией Габалинской РЛС, способной отслеживать пуски ракет на территории Ближнего Востока, Ирана и Юго-Восточной Азии, однако Азербайджан не демонстрирует признаков желания оставить российских военных на станции еще на десять лет, сообщает международный портал Eurasianet.

Может показаться, что это просто 27-летняя радиолокационная станция в одном из удаленных районов на севере Азербайджана. В действительности же с помощью Габалинской РЛС Баку желает упрочить свои позиции в качестве региональной державы - пусть даже вопреки своей прежней покровительнице, России, говорится в сообщении портала.

Разговоры о продлении аренды начались в июне прошлого года, и цена вопроса постепенно увеличивалась: сначала Баку изменил сумму с 7 млн. до 15 млн. долларов в год; затем, в начале 2012-го, поднял ее до 150 млн. долларов, а недавно - уже до 300 млн. долларов в год.

Сообщения в российских СМИ о якобы имеющихся у Кремля планах принять предложение Армении о размещении РЛС на ее территории не заставили Баку дрогнуть. По сообщению российского информагентства «Интерфакс», в конце мая анонимный источник в российском правительстве охарактеризовал подход Азербайджана как «неконструктивный». За 300 млн. долларов в год Москва запросто может построить две новые радиолокационные станции, добавил этот источник.

Официальный представитель президентской администрации Эльнур Асланов в свою очеpедь заявил на одном из июньских брифингов, что предложения Баку по возобновлению аренды РЛС «соответствуют сегодняшним реалиям». «Не надо забывать, что Азербайджан сегодня является самым развитым государством региона», - заявил он.

Валовой внутренний продукт на душу населения в Азербайджане составляет, по имеющимся оценкам, 10 300 долларов, то есть богатая углеводородами страна действительно превосходит по этим показателям своих соседей по региону, Грузию и Армению. В последнее время, по мере наращивания энергетических доходов, Баку принялся поигрывать мускулами и во внешнеполитической сфере. Это касается взаимоотношений нынешней власти с Ираном, а также с Турцией, США и Россией.

Учитывая такое положение вещей, некоторые азербайджанские политики воспринимают Габалинскую РЛС как пережиток прошлого. В интервью от 24 мая порталу News.az проправительственный депутат Асим Моллазаде, входящий в состав комитета Милли Меджлиса по международным отношениям, заявил, что ни России, ни Азербайджану эта станция не нужна, и ее следует превратить в музей «никому не нужного динозавра» «холодной войны».

В конечном итоге, данная РЛС, будучи единственным элементом российского военного присутствия на территории Азербайджана, имеет для Москвы скорее дипломатическое, чем военное значение, полагает независимый депутат Расим Мусабеков. Новая Армавирская радиолокационная станция в Краснодарском крае на юге России способна выполнять все те же функции, что и Габалинская РЛС, добавил он.

Представители высшего военного командования РФ говорят о том же. Но если Москва все же хочет сохранить за собой Габалинскую РЛС как некую связь с прошлым, в котором на Кавказе превалировало российское влияние, то пусть раскошеливается, полагают азербайджанские аналитики.

Аренда Москвой военной базы в Армении сроком на 49 лет вкупе с неспособностью России повлиять на Ереван в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта не способствует возникновению у азербайджанских властей желания любезничать с Москвой.

Между тем арендная плата за размещение военных баз в других регионах бывшего СССР составляет гораздо большую сумму, и сей факт не ускользнул от внимания Баку.

Как заявил в начале июля Кыргызстан, по истечении срока аренды Россией в 2014 году трех из четырех ее военных баз республика поднимет стоимость их аренды. Конкретные цифры не назывались, но Бишкек желает получить оплату наличными с поправкой на инфляцию.

США платят Кыргызстану 150 млн. долларов в год за право использования аэропорта «Манас» - участка земли намного меньшего размера, чем 2 500 га Габалинской РЛС, отмечает экономист Натиг Джафарлы. На этом фоне запрашиваемая цена в 300 млн. долларов в год за Габалинскую РЛС является «справедливой», утверждает он, находя нынешнюю ежегодную арендную плату в 7 млн. долларов «слишком низкой».

«Габалинский район в последнее время превратился в одно из популярнейших туристических направлений в Азербайджане, - отмечает аналитик. - Цена на землю там постоянно растет, составляя в среднем 2,5-3 тыс. долларов за сотку. Так что было бы гораздо выгоднее для Азербайджана развивать там туристическую инфраструктуру взамен РЛС».

На взгляд военного аналитика полковника в отставке Узеира Джафарова, некогда работавшего на руководящих постах в системе Минобороны АР, Россия никогда не согласится платить 300 млн. долларов за Габалинскую РЛС. «Станция устарела и не стоит таких денег, - подчеркивает эксперт. - Выдвигая подобное условие продления соглашения об аренде, в реальности Баку демонстрирует, что не желает продлевать ее».

Кремль же, судя по всему, собирается освобождать станцию. Местные жители в Габале подтвердили Eurasianet опубликованную 18 июня в российской газете «Известия» информацию о том, что в военном городке при РЛС закрыли госпиталь, школу и детский сад, а военнослужащие вывозят из Азербайджана членов своих семей.

Между тем не все наблюдатели согласны с мнением о готовности Кремля полностью уйти из Азербайджана. Как заявил 1news старший научный сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, американский политолог, специалист по Кавказу, доктор политических наук Гордон Хан, «постоянно растущая напряженность в тех регионах, которые покрывает радиус действия Габалинской РЛС, делает станцию стратегически важной и увеличивает ее финансовую составляющую. Поэтому я считаю, что Россия сделает все возможное, чтобы добиться компромисса в этом вопросе.

Повторю, России нужен доступ к этой станции, так как РЛС может стать очень важной козырной картой в переговорах со Штатами по ПРО. С другой стороны, иранские правители сегодня делают все что угодно, лишь бы усложнить жизнь Азербайджану. И сделают еще больше, если станция в итоге достанется не только РФ, но доступ к ней будут иметь еще и американцы. Это к вопросу возможного совместного использования станции Москвой и Вашингтоном. Я уверен, что в таком случае Иран пойдет на все, в том числе на провокации на территории Азербайджана. Кстати, эти риски также обосновывают повышение арендной стоимости Габалинской РЛС. Что касается итогового решения по станции, то, думаю, Россия из Габалы не уйдет». При этом некоторые аналитики усматривают даже определенную скоординированность «антимосковских действий» в поведении руководства Азербайджана и ряда постсоветских государств Центральной Азии касательно присутствия на их территориях военных баз России.

Известно, что 13 июля в торжественной обстановке в Баку состоялась церемония награждения прибывшего сюда с визитом президента Таджикистана Эмомали Рахмона орденом Гейдара Алиева. Высшую награду Азербайджана вручил высокому гостю лично Ильхам Алиев. Визит Э.Рахмона в Баку оказался очень плодотворным: стороны подписали несколько официальных соглашений и заявили о том, что двусторонние отношения выходят на уровень стратегического сотрудничества. А это означает, что отныне две мусульманские страны будут укреплять не только торгово-экономические отношения. Баку и Душанбе будут координировать свою внешнюю политику и политику в сфере укрепления обороноспособности и национальной безопасности, делает вывод прокремлевское ИА Regnum.

Такая постановка вопроса вовсе не случайна: и Баку, и Душанбе ведут с Москвой сложные переговоры о судьбе Габалинской РЛС и 201-й военной базы РФ (Таджикистан). Как ни странно, почти совпадают даже финансовые условия, которые выдвигаются Москве. Официальный Баку признал, что для пролонгации договора по Габалинской РЛС Россия должна выполнить главное условие: согласиться ежегодно выплачивать Азербайджану за аренду РЛС 300 млн. доллаpов. Россия явно не готова платить Азербайджану такие деньги, и поэтому с 1 июля 2012 года российскую воинскую часть, обеспечивающую деятельность Габалинской РЛС, перевели на вахтовый метод. А проходящих там службу несколько тысяч российских офицеров и служащих попросили вывезти из Азербайджана своих жен, детей, родителей и других родственников. «Тем, кто не согласен, предложили написать рапорты на увольнение», - сообщил неназванный источник в Минобороны РФ.

Одновременно Москва получила неожиданный удар со стороны Таджикистана. Официальный Душанбе вдруг заявил: Россия должна с 2014 года (тогда завершается срок нынешнего соглашения) платить Таджикистану 250 млн. доллаpов ежегодно за пребывание 201-й российской военной базы на таджикской территории. И если требование Баку по Габалинской РЛС российские чиновники комментируют осторожно, то жесткие условия Душанбе встречают в Москве откровенно недоброжелательную реакцию.

Но на этом испытания для Москвы не завершаются. Как уже было сказано выше, свой удар по позициям российских военных готовится нанести Кыргызстан. Об этом заявил министр обороны Кыргызстана генерал-майор Таалайбек Омуралиев. «С 2014 года, когда заканчивается срок аренды этих баз, мы намерены просить Россию увеличить плату с учетом инфляции», - сказал министр, подчеркнув, что это не касается авиабазы «Кант».

Понятие «стратегический партнер», которое имеет скорее лингвистическое, нежели конкретное политическое значение, по отношению к России со стороны Баку всегда имело весьма относительное значение, пишет Regnum. Британскими и американскими аналитиками азербайджано-российские отношения характеризуются как непоследовательные, что связано не столько с российско-армянским партнерством, но и в гораздо более принципиальной мере - его стратегической ориентацией на Турцию, Великобританию и США.

В России политики и аналитики начинают понимать, что в лучшем случае российско-азербайджанские отношения будут ровными, партнерскими и даже дружественными, но не союзническими.