Если принимать во внимание условия, при которых состоялись президентские выборы в Армении, то повторное избрание Сержа Саргсяна со значительным преимуществом (59%) уже в первом туре можно считать предсказуемым.

Аномальным является вопрос об изначальном выпадении из предвыборной гонки кандидатов, которые могли бы составить конкуренцию Саргсяну. Основным его конкурентом мог бы стать первый президент Армении Тер-Петросян, однако 68-летний политик отказался от участия в выборах, не объяснив причин и сославшись на свой возраст.

На одного из кандидатов, Паруйра Айрикяна, в ходе предвыборной кампании было совершено вооруженное нападение, в результате которого он был ранен. Другой –Андриас Гукасян – посчитав неуслышанным свое условие об исключении участия Саргсяна в выборах, объявил голодовку! Третий кандидат, миллионер Гагик Царукян, отказался баллотироваться, подозревая выборы в «нечестности».

Более того, сильнейший конкурент Саргсяна, бывший министр иностранных дел Раффи Ованнисян хотя и получил 37%, считает результаты выборов сфальсифицированными.

Несмотря на все эти спонтанные условия, 59-летний Саргсян одержал победу и сохранил за собой кресло президента на новый пятилетний срок.

Значительные усилия Саргсяна в его первый период президентства не позволяют назвать период его руководства чрезвычайно успешным.

Крупнейшая проблема страны – отсталость в экономике и бедность. 30% населения находится за чертой бедности. Несмотря на высокие темпы роста ВВП в прошлом году (7%), уровень безработицы составляет 16%. Продолжается активная миграция в зарубежные государства.

Во внешней политике Армении продолжают сохраняться серьезные трудности. В силу нерешенности вопроса Нагорного Карабаха не прекращается враждебность с Азербайджаном, также не удается нормализовать отношения с Турцией.

Сможет ли Саргсян добиться большего успеха в свой второй президентский срок?

Это зависит от того, в какой мере он изменит преследуемую им ранее политику и насколько будет смело себя вести.

Серьезными проблемами, с которыми столкнулась Армения, составляет напряженность с Азербайджаном и заблокированные отношения с Турцией. В случае, если будет решен вопрос Нагорного Карабаха, это может открыть перед Ереваном новые перспективы во внешней политике.

С точки зрения Турции, на первый взгляд, об отношениях с Ереваном можно сказать следующее: «Их текущее состояние не причиняет нам вреда. Армения находится в более затруднительном положении. Мы сильны. Мы можем подождать до тех пор, когда они начнут соблюдать условия».

В 2009 году Турция и Армения подписали Цюрихские протоколы, при этом выражалась надежда, что они позволят установить нормальные двусторонние отношения и в скором времени обеспечить возможности открытия границ. Однако позднее для исполнения этих надежд, принимая во внимание тревоги Азербайджана, Анкара поставила условие: по вопросу Нагорного Карабаха Ереван не должен предпринимать непредсказуемых шагов. Это условие не было принято. Усилия «Минской группы» также оказались безрезультатными. Вопрос Нагорного Карабаха заморожен. Как и отношения Армении и Турции.

В сущности, такое состояние отношений не приносит и пользы для Турции. Сохранение границ закрытыми и наличие противоречий между двумя столицами неблагоприятным образом сказывается на каждом из государств.

Представляется целесообразным повторное открытие отложенного на более поздний срок «досье» турецко-армянских отношений. Можно попытаться разработать практические формулы для нормализации отношений двух стран. Продемонстрирует ли такое намерение вновь избранный президент Армении?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.