Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Медея возвращается на Черное море

Из-за страшной бури в Абхазии оперу в самом разгаре представления пришлось перенести в театр с протекающей крышей

© Sputnik / Перейти в фотобанкСпектакль Л.Керубини "Медея" на фестивале "Хибла Герзмава приглашает.."
Спектакль Л.Керубини Медея на фестивале Хибла Герзмава приглашает..
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Медея вернулась на берега Черного моря, где, согласно греческой мифологии, располагалось Колхидское царство. Символом возвращения этой трагической фигуры на землю золотого руна стала постановка оперы «Медея» Луиджи Керубини в прошлую среду в Сухуми, портовом городе и бывшей греческой колонии Диоскурия, основанной 2,5 тысячи лет назад.

Медея вернулась на берега Черного моря, где, согласно греческой мифологии, располагалось Колхидское царство. Символом возвращения этой трагической фигуры на землю золотого руна стала постановка оперы «Медея» Луиджи Керубини в прошлую среду в Сухуми, портовом городе и бывшей греческой колонии Диоскурия, основанной 2,5 тысячи лет назад.

Главными действующими лицами возвращения явились сопрано Хибла Герзмава и оперная труппа Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко под руководством Александра Тителя. Герзмава, выступавшая на лучших сценах мира, и Титель пользуются международным признанием. Хибла к тому же родилась в Абхазии в 1970 году и там же начала музыкальную карьеру. На протяжении 15 лет певица организует изысканный музыкальный фестиваль (Хибла Герзмава приглашает…), который своим классическим, джазовым и блюзовым репертуаром способствует устранению политической изоляции Абхазии. Отколовшись от Грузии при развале СССР, эта прекрасная и плодородная земля между горами Кавказа и морем погрузилась в хаос кровавой войны (1992-93 гг.), следы которой до сих пор видны на зданиях и руинах. В 2008 году Абхазия провозгласила себя независимым государством и признана таковым соседней Россией, которая гарантирует ее экономическую и военную безопасность. Формально большинство стран ООН продолжают считать Абхазию частью Грузии.

Фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» — это настоящий подарок для подготовленных меломанов, а все собранные средства направляются на благотворительные цели. В этом году события приняли неожиданный оборот, который только подтвердил волшебную силу и способности героини Еврипида. В Сухуми сохранились остатки старинной крепости, где перемешано наследие различных цивилизаций, сменявших друг друга на этих берегах — от римлян, начавших строительство, до турков и русских, через византийцев и генуэзцев. В 50-е годы прошлого века советские власти частично разобрали крепостные стены, чтобы устроить приморский променад, а в конце восьмидесятых начались раскопки внутри разрушенной крепости. Война 1992-1993 гг. между абхазами и грузинами прервала эту деятельность. За последующие пару десятилетий зона раскопок оказалась заваленной городским мусором. Но прошлой весной возникла идея возобновить работы и устроить ежегодное мероприятие Герзмавы внутри старинной крепости, как говорит Батал Кобахия, замминистра культуры Абхазии.

Тем самым Абхазия подтверждает свое намерение восстановить архитектурное и культурное наследие, забытое во времена, когда главным было выжить. Певица приняла вызов и привезла в Сухуми оперу «Медея», премьера которой прошла в Москве в 2015 году и получила главный приз на фестивале «Золотая маска». За несколько месяцев интенсивной работы завалы вокруг стен были разобраны: показались у подножия восьмиугольной базилики надгробие римского легионера IV века, обращенного в христианство, римские термы и военные казармы времен Российской империи, которая завоевала Кавказ в XIX веке. После минуты молчания, которой почтили великого абхазского писателя Фазиля Искандера, ушедшего из жизни 31 июля в возрасте 87 лет, началось представление, ради которого около трехсот человек (музыканты, певцы, технические работники) приехало из Москвы в Сухуми. На горизонте, за сценой, можно было видеть подсвеченные мачты кораблей, бороздящих Черное море. Ясон и аргонавты в военных сапогах, галифе и льняной гимнастерке, перехваченной ремнем, напоминали Сталина и его кавказских товарищей в тридцатые годы. Герзмава в строгом черном напрасно пыталась своими чарами пленить Ясона.

Подходил к концу первый акт, певица призывала богов, чтобы они наказали Ясона, когда начали падать первые капли дождя. Удушливая жара сменилась сначала ливнем, а затем грандиозной грозой. Зрители в ужасе начали разбегаться:  дамы в длинных платьях бежали на шпильках по грязи, а кавалеры мгновенно превратились в губки от плечиков пиджаков до подошв лакированных туфель. «Мерседесы» и шикарные машины высоких гостей плавали как лодки по лужам. Разбушевавшаяся стихия, казалось, победила культуру и волю. Казалось. Из уст в уста передали сообщение: спектаклю будет продолжен в другом месте, в Национальном театре Абхазии, закрытом помещении на берегу моря. Двери театра открылись, пока буря бушевала еще сильнее. Крыша здания, отреставрированного в 2013 году, начала течь и пришлось расставлять ведра по сцене, чтобы собирать воду, лившуюся потоками. Возникли сложности с перевозкой оркестровых инструментов, особенно с деликатными вроде виолончели. Для всех, кто пришел в театр — среди них президенту Абхазии Раулю Хаджимбе, было очевидно, что опера должна продолжаться.

Было далеко заполночь, когда начался второй акт, и почти три, когда закончился третий. После оглушительных аплодисментов, цветов, криков «браво» и ощущения победы мы все вышли на улицу, где лужи уже превратились в бушующие реки, несущие сорванные ураганом ветви и стволы. Утром по Сухуми невозможно было передвигаться, а вода в центре города стояла по колено. Электричество работало с перебоями, а мэрия объявила город зоной стихийного бедствия, остановила городской транспорт и порекомендовала жителям не покидать своих домов. Проклятие Медеи сбылось, и абхазы, пропитанные историей, приняли это за ясное указание на то, что героиня греческой трагедии была их соотечественницей, то есть, принадлежала к одному из племен, которые входили в Колхидское царство.