Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Коллекция укиё-э Анны Остроумовой-Лебедевой

© CC0 / Public DomainАнна Петровна Остроумова-Лебедева, 1921 год
Анна Петровна Остроумова-Лебедева, 1921 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Русском музее в Санкт-Петербурге сейчас проходит выставка художницы Анны Остроумовой-Лебедевой. Лебедева — талантливая художница, оставившая для потомков деревянные гравюры, на которых изображены прекрасные пейзажи Петербурга начала XX века, река Нева и каналы, а еще они передают спокойную атмосферу парков. Также она известна в качестве коллекционера и любителя японских укиё-э.

В Русском музее в Санкт-Петербурге сейчас проходит выставка художницы Анны Остроумовой-Лебедевой. Если бы было время (и крылья?), я бы слетала туда.

Лебедева — талантливая художница, оставившая для потомков деревянные гравюры, на которых изображены прекрасные пейзажи Петербурга начала XX века, река Нева и каналы, а еще они передают спокойную атмосферу парков.

Также она известна в качестве коллекционера и любителя японских укиё-э. Особенность этой выставки заключается в том, что на ней представлены не работы Лебедевой, а коллекция русских и японских деревянных гравюр, собранных ей. Я читала ее дневник и знала, что у нее был период, когда она была сильно очарована укиё-э. Однако я не знала, какие работы ей нравились и что было в ее коллекции.

Дело в том, что я писала докторскую диссертацию на тему «Интерес к японской культуре в России в начале XX века». Изучая различные материалы, я поняла, что в России также существовало течение, которое можно назвать «японизмом». Это течение приходится на яркий период «русского ренессанса», когда разом расцвели искусство и литература. В то время русская культура была крайне продуктивной. Одновременно она жадно и свободно впитывала различную мировую культуру.


Именно в это время Лебедева познакомилась с укиё-э. Строго говоря, в 1896 году в России впервые прошла выставка укиё-э. Эта коллекция была собрана морским офицером Сергеем Китаевым. Работы произвели на Лебедеву неизгладимое впечатление. Она проводила на выставке по нескольку часов. Когда уставала, садилась на пол, обхватив колени руками, и во всех подробностях изучала картины. Она высоко оценила японские произведения: «Меня поразил жесткий реализм, форма и упрощение, которые соседствуют с миром иллюзий и мифов».

На днях моя подруга, приехавшая в Санкт-Петербург, сходила на выставку Лебедевой. Она купила там каталог и привезла в Японию. Я изучила этот каталог и поняла, что у Лебедевой было около 100 укиёэ: среди них «бидзинга», картины актеров кабуки, воинов, «Тридцать шесть видов Фудзи» Хокусая, «Манга Хокусая», «Сто знаменитых видов Эдо». Как и Китаев, Лебедева была истинным коллекционером укиё-э.

Во второй половине XIX века Сергей Китаев (1864 — 1927) служил на сторожевом корабле. Когда корабль заходил в японские порты, он покупал укиё-э. Любители Японии пришли на корабль, чтобы увидеть его коллекцию. Интересно, что среди них был Тэнсин Окакура (Tenshin Okakura). Китаев привез в Россию около семи тысяч укиё-э. Большинство из них сейчас находится в Пушкинском музее в Москве.

В 2008 году я посетила выставку коллекции Китаева. Моим проводником была моя подруга Айнура Юсупова, работающая в музее. Я своими глазами увидела, как бережно в России хранится коллекция укиё-э.

Айнура знает об укиё-э в сто раз больше, чем я, хотя я японка. Когда она рассказывала мне о картинах, мне показалось, что она унаследовала от Китаева и Лебедевой любовь и преданность к укиё-э. Она подобна носителю Олимпийского огня, который передаст эстафету следующим поколениям.