В середине марта прошлого года мы с подругой побывали в Узбекистане. Вишни, напоминающие японскую сакуру, были покрыты белыми цветами. Полным ходом шла подготовка к весеннему празднику — Наврузу. Ташкент был полон красок.

Но мы направлялись не в этот важный пункт Шелкового пути, а в город Нукус, который находится в пустыне на северо-западе Узбекистана. Путь из Ташкента до этого города занимает два с лишним часа на самолете. В Нукусе есть музей, названный в честь легендарного человека, Игоря Савицкого (1915 — 1984). Савицкий — художник, который был очарован традициями и культурным достоянием народности каракалпаки. Иногда его даже называют «каракалпакским Гогеном». Гоген так же был очарован Таити.

Савицкий коллекционировал картины авангарда, запрещенные в Советском Союзе. Эти картины он привез в Нукус. В 1966 году Савицкий возглавил местный музей, отремонтировал его и выставил там свою коллекцию. Если сравнивать СССР с его жестким контролем с пустыней, то музей Савицкого был настоящим оазисом в этой пустыне.

Коллекция, состоящая более чем из 90 тысяч предметов, включает традиционную одежду и предметы материальной культуры каракалпаков, ценные картины русского авангарда периода с 1920-х по 1930-е годы, уникальные произведения авангардного искусства Узбекистана, картины в популярном тогда стиле социалистического реализма и так далее.

Как же ему удалось собрать такую коллекцию? Для того чтобы узнать это, мы отправились в Нукус и поговорили с директором музея Мариникой Бабаназаровой.


Когда она была ребенком, ее семья общалась с семьей Савицкого. В ходе двухчасового интервью Бабаназарова рассказала нам о привлекательности и достижениях Савицкого. Он родился в семье бедных русских аристократов. У Савицкого были долги, однако благодаря своей тонкой интуиции и удаче ему удалось собрать огромную коллекцию, хотя даже Бабаназарова не понимает, как он преуспел в этом.

Возможно, ему сопутствовала удача, поскольку Нукус — это провинциальный город, расположенный далеко от столицы. Савицкий не обращал внимания на то, что многие считали его странным. Он открыто скупал авангардные картины, в результате чего все его задумки осуществились. Жизнь Савицкого была наполнена страстью и парадоксами. Чем больше узнаешь о ней, тем больше понимаешь, что он был глубоким и разносторонним человеком.

Когда мы были в Нукусе, строительство новой части музея было близко к завершению. Старое здание музея — зеленого цвета, а новое — коричневого. Бабаназарову радует тот факт, что когда откроется новое здание, в нем можно будет выставить другие экспонаты.

Однако пришла неожиданная новость: через несколько месяцев после нашего визита администрация уволила Бабаназарову. Уволила по подозрению в мошенничестве и хищениях. Неприятная новость в столетнюю годовщину Савицкого. Бабаназарова выполнила последнюю волю Савицкого: она приложила все силы к тому, чтобы сохранить коллекцию и музей. Она сделала музей Савицкого известным на весь мир. Не может быть, чтобы она была замешана в хищениях и других преступлениях. Как и ожидалось, большая часть сотрудников подписала петицию о том, что эти обвинения безосновательны, однако пока ситуация не меняется.

Неужели чудо Савицкого потеряет свой блеск, как это было в случае с Аральским морем, которое высохло? Очень жаль, если это все же произойдет.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.