Он сделал роль клоуна одной из самых главных в русском и советском искусстве, и ему едва ли нравилось то, что в последние недели слово «клоун» стало ругательным во многих странах.

Часто говорят о смерти на посту, Олег Попов фактически умер именно так. 86-летний Попов был на гастролях в цирке города Ростова-на-Дону на юге России, когда вечером 2 ноября сердце его остановилось.

По правде говоря, это произошло не на арене цирка, а в номере гостиницы, где Попов отдыхал между репетициями и представлениями. Он принадлежит к тому поколению цирковых артистов и клоунов, которым в российской и советской истории принадлежит совершенно особое место.

Жизнь Олега Попова — сказка о бедном парне, который благодаря своему упорному труду стал известен в Советском Союзе всем, в том числе и не без помощи телевидения, которое начало завоевывать страну после 1960 года.

Его разочарование распадом общества в 1990-е годы и эмиграция в Германию — тоже  то, в чем многие узнают себя.

Он вернулся в Россию в 2015 году

Но в 2015 году, когда ему было 85 лет, он решил вернуться в Россию, получив приглашение непосредственно от президента Владимира Путина. В России его приняли, как вернувшегося домой сына, который всегда любил свою родину.


Поэтому в последние сутки новость о его кончине была первой в новостных программах в России, было произнесено много слов, посвященных памяти большого художника.

Олег Попов родился в бедной русской семье недалеко от Москвы, его жизненный путь напоминает жизненный путь многих, кто рос непосредственно перед II мировой войной и после нее.

Отец погиб на фронте, но Олегу удалось в 14-летнем возрасте поступить в цирковое училище, где он приобрел несколько основных цирковых навыков, например, научился ходить по проволоке и жонглировать разными предметами. Эти умения он позднее стал активно использовать, работая клоуном.

Клоуны могли отражать «другую жизнь»

В 1954 году пришел настоящий прорыв, когда он заменил главного клоуна в цирке в Саратове, сломавшего руку. Позднее он стал одним из первых русских клоунов, выступивших на международной арене, после того, как советские власти поняли, что высокий уровень российского цирка может вызвать симпатии за границей.

Он участвовал во многих фильмах, стал частым гостем на советском телевидении, и благодаря этому постепенно обрел статус звезды у очень многих в Советском Союзе. Это касалось как взрослых, так и детей. Ему дали прозвище «Солнечный клоун», в том числе и потому, что из-под клоунской кепки у него всегда торчали яркие волосы цвета соломы.

Олег Попов известен и норвежской публике благодаря своей роли Медведя в фильме «Мама», который часто показывают по телевизору в рождественские дни.

В 1981 году он завевал приз «Золотой клоун» во время большого циркового фестиваля в Монте-Карло. Олег Попов находился на пике своей карьеры.

«Мы, клоуны, отражаем другую сторону жизни», повторял Олег Попов во многих интервью.

А в советское время это было важно, потому что в те времена открытые дискуссии о том, что происходило в обществе, велись нечасто, но искусство, а значит, и клоуны в цирке, были важны для возможности свободного самовыражения.

Конфликты и интриги

Но статус, который был и есть у цирка в российском обществе, приводил к тому, что он также был местом интриг и зависти. И клоун Олег Попов был в огромной степени частью этого. Другим великим клоуном в Советском Союзе после II мировой войны был Юрий Никулин, в честь которого, в частности, назван так называемый старый цирк с центре Москвы.

Местом работы Олега Попова был другой большой цирк в Москве, находящийся недалеко от Университета, на юго-западе российской столицы.

Ни для кого не было секретом, что между двумя великими клоунами отношения были плохими, Попов и сам говорил, что ему обидно, что должность руководителя одного из больших цирков в Москве получил Никулин, а не он сам.

Но в конце жизни Попов говорил, что уважал Никулина, и есть фотографии, на которых видно, как Никулин восхищается Поповым.

Эмигрировал в Германию и стал «Счастливым Гансом»

Когда примерно в 1990 году распался Советский Союз, это событие не лучшим образом отразилось и на Олеге Попове, он потерял многое из того, что накопил, будучи суперзвездой, в Советском Союзе. Он предпочел переехать в Германию, где начал карьеру заново под именем «Счастливый Ганс».

Хотя предложений было много, Олег Попов отклонял все предложения вернуться в Россию и выступать там. Несмотря на то, что так никогда и не научился сносно говорить по-немецки.

«Мой язык — клоунский, а он международный», часто говорил Попов, когда его спрашивали, почему он не хочет выучить язык своей новой родины.

Письмо от Путина

Но в 2014 году он получил письмо непосредственно от президента Владимира Путина, который благодарил Попова за то, что он сделал для российского цирка. И в 2015 году он вернулся на родину, был принят с невероятным ликованием и на манеже, и в российских СМИ, которые славили блудного сына.

Тем не менее, он предпочел остаться жить в Германии, где в 1992 году женился на немке Габриэле Леман (Gabriela Lehmann), моложе его на 30 лет. С тех пор она занималась административной стороной карьеры Олега Попова.

Поэтому, когда сердце Олега Попова вдруг перестало биться на юге России в среду, закончилась эпоха, которая простиралась гораздо дальше, чем границы цирковой арены.

И хотя он, судя по всему, будет похоронен на своей новой родине, в Германии, россияне сейчас словно бы прижимают его к своему сердцу. Как клоуна, который своей игрой извлекал наружу скрытые стороны их самих.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.