Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Авангард в России: революционер может полететь, если захочет

Искусство российской революции было абстрактным и реалистичным, радикальным и реакционным. Как между 1917 и 1932 годами оно стало пешкой в играх политики, показывает большая выставка в Лондоне.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
К радикальному перевороту, которому Ленин подверг свою страну, деятели искусства охотно примкнули. Даже если поначалу это означало нарисовать знамя, сделать плакат, вести пропаганду. Большое количество экспонатов из российских музеев и частных коллекций демонстрируют то, как деятели искусства превратились в пешек, каким революционным было само искусство и каким реакционным оно стало.

Тело Ленина лежит на возвышении в красном обшитом гробу, за ним собрались провожающие. В 1924 году картина Кузьмы Петрова-Водкина казалась немыслимой. Так много натурализма, такой неприкрытый реализм не вписывались в программу большевиков, которые к тому времени, когда картина должна была быть показана, из умершего в 1924 году Ленина сами уже сотворили картину. Мертвый основатель Советского Союза был забальзамирован до состояния бессмертного пластика и возведен в культ.


Сегодня картина Петрова-Водкина принадлежит Государственной Третьяковской галерее в Москве, но в настоящее время она выставлена на выставке в Королевской Академии искусств в Лондоне. Выставка российского искусства периода между 1917 и 1932 годами носит название «Революция». К периоду революции можно отнести все 15 лет между Февральской и Октябрьской революциями, которые смели царскую империю, и успешной затяжной контрреволюцией сталинизма.


Сначала взбунтовались деятели искусства


Большое количество экспонатов из российских музеев и частных коллекций широко демонстрируют то, как деятели искусства превратились в пешек, каким революционным было само искусство и каким реакционным оно стало.


В России также художественный авангард предшествовал политическому. На протяжении 10 лет такие художники, как Владимир Татлин и Эль Лисицкий, развивали абстрактный конструктивизм, в котором искусство, ремесло и социальная теория должны были стать единым целым. Казимир Малевич назвал свои комбинации геометрических фигур супрематизмом.


Его «Черный квадрат» стал одним из важнейших вызовов XX века для современного искусства. И к радикальному перевороту, которому Ленин через несколько лет подверг свою страну, деятели искусства охотно примкнули. Даже если поначалу это означало нарисовать знамя, сделать плакат, вести пропаганду.


Ликвидация безграмотности и индустриализация


Революция должна была быть распространена среди людей. А многие в огромной империи не умели ни читать, ни писать. Поэтому изображения действовали намного эффективнее. А надписи были, прежде всего, в виде лозунгов. Плакат Алексея Радакова с изображением крестьянина, который с завязанными глазами направляется к обрыву, является во многих отношениях символом российской революции: «Неграмотный тот же слепой, — написано снизу. — Всюду его ждут неудачи и несчастья».


Страна нуждалась не только в ликвидации безграмотности, но и в индустриализации. Тут также искусство выступило на передний план. Борис Игнатович и Аркадий Шайхет фотографировали людей и механизмы, сливающиеся воедино на службе прогрессу.


Бывший иконописец Татлин конструировал тем временем революционную архитектуру. Хотя его известная «Модель памятника III Интернационалу» никогда не была реализована, вместо этого вскоре страну покрыли стальные опоры ЛЭП и радиобашни, которые превзошли наклонную спиральную башню своей решительной функциональностью.


Татлин не смирился с этим и начал мастерить летательную машину «Глайдер». Хотя «Летатлин» никогда не летал, он представлял собой идею, что при желании должен быть возможен полет только с помощью человеческой силы. Другие деятели искусства видели коммунизм уже возделывающим Марс.


Сергей Эйнштейн тоже поставил свое киноискусство на службу пролетариату и снимал резкими нарезками и под эксцентричными углами запуск электрического молочного сепаратора. Такое облегчение труда должно было казаться крестьянам чудом, авангардистский фильм, пожалуй, тоже.


Лондонская Королевская Академия покажет более 200 произведений


Так поддержкой государственного аппарата художники продвигали свое искусство в смутные времена. К сожалению, лондонская выставка лишь поверхностно затрагивает тему того, насколько сильно причастными они становились к бойне российской гражданской войны, обратной стороны революции. Кто хотел продолжать заниматься искусством, должен был подстраиваться.


Василий Кандинский использовал организацию выставки Российской Академии искусств в Берлине, посвященной искусству и науке, для выезда из страны. Он никогда больше не возвращался на родину. Лисицкий снова и снова приезжал в Германию по делам и на лечение, но не порвал с Советским Союзом.


Прошел 1932 год с его одновременно абстрактным, конструктивистским, символистским и экспрессивным искусством. Сталин установил диктатуру для народа, во главе которого он поставил себя после триумфа над Троцким, а деятелям искусства — социалистический реализм.