Коммунисты в СССР ненавидели Рождество и христианские ритуалы. Но русского Санта-Клауса — Деда Мороза — им победить не удалось. Дед Мороз был реабилитирован Сталиным и по сей день остается невероятно популярным.


В этом году исполнилось сто лет с момента большевистской революции, которая несколькими годами позже вылилась в создание Советского Союза. Поскольку Ленин, Сталин и прочие коммунисты были негативно настроены ко всему, что отдавало христианством и буржуазией, для них логично было ликвидировать и Санта-Клауса, и празднование Рождества. Тем не менее русский Санта-Клаус, Дед Мороз, существует до сих пор, и его популярность и не думает снижаться. Как это возможно?


История русского Санта-Клауса, которого по-русски зовут Ded Moroz, уходит своими корнями в восточнославянские народные сказки, в которых он предстает в том числе в роли зимнего правителя леса. Его происхождение вызывает споры, но ясно, что русские рассказывали о нем сказки много веков. Однако с празднованием Рождества и Нового года Деда Мороза стали связывать не так уж давно. Эту связь не удалось проследить дальше, чем примерно до 1900-х годов: несколько десятков лет в Деде Морозе души не чаяли писатели и композиторы, например, Римский-Корсаков. В таком позднем формировании традиции, однако, нет ничего необычного. Мы и сами обзавелись традиционным для нас сейчас Рождественским гномом (jultomte — шведский аналог Санта-Клауса, прим. перев.) примерно в то же время, позволив рождественским гномам, созданным художницей Йенни Нюстрём (Jenny Nyström) вытеснить прежнего рождественского козла (древняя скандинавская рождественская традиция — украшать дом и улицы фигурами козла, сделанными чаще всего из соломы или дерева, — прим. перев.), пик популярности которого пришелся на XIX век.


Первый период величия Деда Мороза оказался коротким. Уже в 1920 году его пресекли советские власти, резко отреагировавшие на буржуазный упадок, который ассоциировался с этой фигурой и празднованием. Однако Дед Мороз оказался сильнее, чем Иосиф Сталин и его партия. Русский народ успел прикипеть к нему душой и продолжал праздновать, как и раньше, в связи с чем власти решили опробовать новую стратегию. Если нельзя уничтожить Деда Мороза, его следует завербовать на службу коммунистической партии. Этот проект удался. С середины 1930-х годов политически реабилитированный Дед Мороз начал возникать в контексте советского празднования Нового года, выполняя в принципе ту же самую функцию, что наш рождественский гном, он же — Санта-Клаус, на Западе: Дед Мороз раздавал подарки детям. Он полностью отделился от ненавидимого атеистическим Советским Союзом христианского Рождества. Лучше уж секуляризированный славянский персонаж на Новый год, чем святой Николай, одетый в костюм гнома, на Рождество.


С того момента праздник Деда Мороза превратился в нарядный новогодний ритуал с участием разнообразных зимних дружественных персонажей, которые помогают Деду разобраться с письмами от детей и организовать раздачу подарков. Сходство с развитием рождественских традиций на Западе — просто поразительное. Сейчас, например, существует и полуофициальная резиденция Деда Мороза в городе Великий Устюг, куда каждый год приходят сотни тысяч писем. Одна из своеобразных черт русской традиции: у Деда Мороза есть помощник женского пола — его внучка, снежная девушка Снегурочка, аналога которой у нас нет.


Так что Дед Мороз — это Санта-Клаус, который пережил нападение и безоговорочно победил в схватке. История эта не уникальна.


У российского персонажа есть более древний и более известный в мире аналог в британской истории культуры — Отец Рождество (Father Christmas). Этот бородатый господин, один из многочисленных предшественников Санта-Клауса, трудился в позднее Средневековье и в начале современного периода, персонифицируя у англичан празднование Рождества. Его также знали под именами Рождественский дед (Old Christmas) и Сэр Рождество (Sir Christmas). Некоторые считают, хоть и бездоказательно, что изначально он был кельтским богом плодородия, но наверняка мы знаем лишь то, что его связывали с рождественским настроением как таковым. После гражданской войны в 1640-х годах, когда у пуритан Оливера Кромвеля (Oliver Cromwell) с их ненавистью к празднованию Рождества (они считали, что этот праздник не имеет отношения к христианству) были развязаны руки, Отца Рождество попытались запретить, что вызывало мощные и действенные протесты со стороны английских любителей Рождества. В нашем распоряжении даже есть сатирический текст под названием «Дознание и суд над Рождественским Дедом» (The Examination and Tryal of Old Father Christmas), написанный Иосией Кингом (Josiah King) и опубликованный в 1678 году (задолго до падения режима Кромвеля). В нем подсудимый признается невиновным и отпускается на свободу, чтобы продолжать свою деятельность.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.