Это была огромная куриная ферма, которая экспортировали свои яйца в Канаду и Саудовскую Аравию… Тысячи кур пытались выжить, они были как кильки в банке, были ощипаны, истощены и жили среди разлагающихся трупов своих сородичей». В этом пугающем описании промышленной птицефабрики выражен смысл книги Мишеля Уэльбека. Метафора предельно ясна. Мы, современные западные люди, стали фермерскими курами, и этот «мерзкий» вид разведения — не что иное, как наша рушащаяся цивилизация.

Упадок Запада — основная тема всех романов Уэльбека. В каждой из книг под прицелом автора оказывается определенная идея. После сексуального освобождения, цифровой революции, трансгуманизма, деиндустриализации и роста влияния ислама «Бальзак XXI века» обрушился на Европейский союз и последствия Маастрихтского договора. Если после «Покорности» Уэльбека обвинили в исламофобии, то после появления «Серотонина» ему, скорее всего, грозят упреки в популизме. Уэльбек не склонен разделять «передовые» взгляды президента Франции Эммануэля Макрона на Евросоюз. Человек, который сейчас восхваляет протекционизм Дональда Трампа («Трамп не рассматривает всемирную свободную торговлю как панацею для прогресса человечества, он разрывает договоры и соглашения, когда он считает, что не стоило их подписывать, и он прав») подписал призыв голосовать против Маастрихта в 1992 году.

История одного убийства

В 2002 году писатель участвовал в кампании Жан-Пьера Шевенемана (Jean-Pierre Chevènement). В октябре прошлого года он получил в Брюсселе премию имени философа, автора труда «Закат Европы» Освальда Шпенглера (Oswald Spengler). В благодарственной речи Уэльбек заявил, что «Франция была убита, и виной тому —Евросоюз. В «Серотонине» рассказывается о том, как было совершено это убийство.

Но сила Уэльбека заключается в том, что он всегда избегает нравоучений в своих книгах. Теориям он предпочитает клиническое наблюдение за эпохой рушащихся иллюзий и разлагающегося мира. В «Серотонине» он описывает сельское хозяйство Нормандии: ее города-призраки, сельскохозяйственные земли, перепроданные китайским конгломератам или превращенные в туристические зоны, фермеров оставшихся без доходов, раздавленных квотами на молоко и брошенных женами. «Сейчас там чуть больше шестидесяти тысяч молокозаводчиков, через пятнадцать лет, на мой взгляд, останется двадцать тысяч. Короче говоря, то, что сейчас происходит с сельским хозяйством во Франции, — это огромный социальный план, самый большой социальный план на сегодня, но это секретный социальный план, невидимый, где люди исчезают поодиночке и никогда не становятся героями новостей», — объясняет рассказчик.

Флоран-Клод Лабрус (Florent-Claude Labrouste) агроном, занимающийся улучшением техник сельскохозяйственного производства, работает на ЕС и является типичным антигероем Уэльбека. Он не разделяет позиций Брюсселя по вопросу свободной торговли, но отказывается бороться с ее идеологами. «В течение многих лет я сталкивался с людьми, готовыми умереть за свободную торговлю…», — говорит он с грустью. Тем более удивительным для писателя, пишущего, как правило, об обычных людях среднего звена, является персонаж его лучшего друга Эмерика (Aymeric), сына аристократа, напротив, готового пожертвовать всем, чтобы сохранить свои земли. При помощи этого героя Уэльбек, певец смирения и покорности, впервые описывает протест — протест пострадавших от глобализации и рыночной Европы. Флоран-Клод Лабрус пытается спасти Эмерика, убеждая его отказаться от заранее проигранной битвы. «Переезжай, продай ферму, если ты это сделаешь прямо сейчас, у тебя еще есть шанс начать свою жизнь заново». Напрасно…

Дорожные войны

Эмерик воплощает собой Францию, которая не хочет умирать, а точнее, предпочитает умирать стоя. Кульминация книги разворачивается на перекрестке кругового движения. Это финальная сцена конфронтации фермеров и полицейского спецназа. «Я говорю, что они все правильно сделали! Уже было невозможно продолжать в том же духе, есть вещи, которые недопустимы, бывают моменты, когда нам приходится реагировать», — говорит Уэльбек свидетелю трагедии. 7 января, в день появления в продаже романа «Покорность», произошла террористическая атака на редакцию сатирической газеты «Шарли Эбдо» (Charlie Hebdo). В этот раз в «Серотонине» автор предсказал движение «желтых жилетов». Уэльбек, похоже, предчувствовал это, в то время как политики и наблюдатели не ожидали ничего подобного. Он подтверждает свой статус писателя-провидца и зарабатывает лавры великого народного романиста.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.