Ему хватило всего одной фразы, чтобы завоевать сердца аудитории. Выйдя с микрофоном к публике на открытии первого франко-российского музыкального фестиваля в Тулузе, он воспользовался случаем, чтобы в двух словах описать натуру дирижера: «Это музыкант, чьим инструментом становится… оркестр. Если вы играете на виолончели или флейте, то можете упражняться дома. Оркестр же не получится взять с собой на дом». Все это объясняет необходимость мастер-классов, которые он организовывает. Затем, описав в общих чертах характер фестиваля, улыбающийся Туган Сохиев окончательно покорил аудиторию: «Через несколько дней мы ждем в Тулузе небольшую группу… оркестр Большого театра». В зале раздался смех. Маэстро Сохиев же совершил настоящее музыкальное чудо.
Карьера любого дирижера выстраивается на международных подвигах и завоеваниях территории. Сохиев же пока что добивается успеха во всех своих начинаниях. В 2004 году он приехал во Францию как один из дирижеров, которым предложили возглавить тулузский Национальный оркестр Капитолия после ухода его давнего руководителя Мишеля Плассона (Michel Plasson). «У меня до сих пор остались сильные и живые чувства от встречи с оркестром. Это был осмос, какого раньше я еще никогда не знал», — говорит Сохиев. Музыканты выбрали его: в 28 лет он оказался во главе одного из самых престижных оркестров Франции. Остановился ли он на этом? Нет, он занялся его развитием и передал ему собственный стиль. Он выступил за демократизацию работы оркестра (с помощью комитетов музыкантов), обеспечил смену уходящих артистов «молодыми талантами». Благодаря ему у оркестра появилась двойная идентичность: «Мы добавили к обожаемой мной французской ДНК произведения русских и российских композиторов». Он продолжил международные турне и трансляции концертов. Мировая слава тулузских музыкантов еще никогда не была так велика.
Чтобы понять, что питает этот редкостное растение, нужно отправиться на заснеженный Кавказ времен СССР. Туган Сохиев родился во Владикавказе, в Северной Осетии, «в российских Альпах». Он рос в семье горцев на высоте в 2,5 километра. Его мыть была учительницей, а отец — инженером-теплотехником. «Я был старшим и самым ответственным. Присматривал за братом, а потом и сестрой». По его словам, осетины — удивительные люди, принявшие христианство язычники (у них до сих пор есть выходные, чтобы почтить духов дома и бога солнца), у которых сохранялась тесная связь с природой, музыкой и песней (это часть их жизни, и я вижу то же самое здесь у басков).
В возрасте 7 лет он услышал какие-то звуки: «Я был на улице, и кто-то играл на фортепиано». Он пытается вспомнить точнее, но ему это не удается, словно шок оказался слишком сильным. «Я хочу заниматься музыкой!» — сказал тогда он отцу. Он стал учиться музыке днем после школы и как-то «с удивлением обнаружил, что когда дирижер делает движение рукой, тональность звука меняется». Затем молодой человек поступил в Консерваторию Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. «До этого я ни разу не уезжал из Владикавказа, и когда два дня спустя я прибыл на вокзал на площади Восстания, город практически обнял меня. Любовь к Санкт-Петербургу до сих пор жива во мне», — с нежностью в голосе рассказывает он в своем рабочем кабинете, который отличается обезличенной строгостью.
В северной столице он открыл для себя оперу под началом Ильи Мусина. «У меня не было нормальной студенческой жизни. Все, что я делал, было связано с музыкой. Всегда». Учил его и великий Юрий Темирканов. Он говорил ему: «Почему ты дирижируешь? Что ты хочешь сказать? В чем твоя музыкальная мысль?» Сохиев открыл для себя приятные произведения и не очень: «Я не касался опер Вагнера, некоторых симфоний Малера и даже „Патетической" симфонии Чайковского». Он побаивался их мрачной глубины? «Может быть. Я не нашел то, что мне хотелось бы сказать. Если мне нечего сказать, я не дирижирую. Музыканты — профи, они могут играть и сами. Все уже прописано в партитуре: ноты, темп, указания… Дирижер должен дать им нечто иное, то, что читается между строк. Смысл». Он не женат, у него нет детей, зато есть три телефона, хотя он не доверяет соцсетям. Его управленческие навыки покорили Оркестр Капитолия, а затем и Большой театр, музыкальным руководителем которого он является с 2014 году. Он отходит от «отцовского» архетипа маэстро. «Характер музыкантов изменился. 20 лет назад они принимали все, хорошее и плохое, допускали покровительственный подход. Сегодня они высказывают свое мнение и участвуют в принятии решений».
41-летний тулузско-московский дирижер считается в России блестящим и многообещающим специалистом, которому по силам потягаться с такими знаменитостями как Теодор Курентзис и Владимир Юровский. Он стал одним из ярчайших представителей нового поколения, продемонстрировав идеи, навыки, планы на будущее и умение сформировать комфортную рабочую обстановку даже в потенциально взрывоопасной среде.
Его фестиваль, который пройдет на этой неделе в Парижской филармонии и был поддержан президентами Путиным и Макроном (при этом его организация обошлась без государственного или частного российского финансирования), погружает Тулузу в атмосферу Рахманинова и Бородина. «Сейчас в Тулузе все русские!» — говорят в окружении оркестра, выражая надежду, на ответное выступление в Москве. На вопрос об отношениях Сохиева с властью тот лишь пожимает плечами: «На меня никто не давил. Есть официальные и протокольные отношения. Я уже выступил перед Путиным. Я тут только ради музыки. Если нет возможности заниматься музыкой, то я ухожу».
В Тулузе не раз всплывала тема его ухода. Поэтому там создают все новые проекты, чтобы удержать человека, который буквально одержим музыкой и посвящает редкое свободное время чтению. Сейчас он читает мемуары Кондрашина, который был… советским дирижером. Пока что между музыкантами и их обожаемым маэстро не было никаких трений. Но сможет ли эта взаимная любовь продлиться еще лет двадцать?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| -47 Кто мне скажет, что такое "осмос"? Это космос после того, как туда русские окончательно летать разучатся? Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 0 General Violation Fault, Вас Яндекс отлучил от доступа? Или вы имитируете погвышенную тупость? 
| 0 liova01, а Вы - гусский националист еврейских кровей? Типа Гирькина? Не будем переходить на личности. Меня интересует только ответ на мой вопрос. Ваша жалкая личность меня совершенно не интересует. 
| 1 General Violation Fault, обратный осмос спасает многие человеческие жизни в регионах с грязными источниками воды. 
| 1 General Violation Fault, Вы прелестно проецируете своих фрустраций на собеседника! 
| 0 General Violation Fault, И как ваша тупость влияет на меня? Или у вас острое состояние сейчас? 
| 0 General Violation Fault, Как вам уже ответили, лучше загуглить этот процесс переноса веществ через проницаемую для них перегородку 
| 2 Гергиев тоже с Кавказа. Там не только борцы получаются! Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 0 liova01, c Оссетии, насколько я знаю ,они православные . 
| 0 erny, Осетины? Слышал, что удельная плотность Героев в Войну среди осетин самая высокая. 
| 0 erny, Я в курсе, что он осетин. Специально чуть расширил. Дагестан, вообще офигенная тема по дружбе народов. Там есть СВОИ евреи! Таты. Дагестанские евреи. Тридцать, с копейками, лет назад в стройбате встретился с одним. Там не менее полусотни народов и народностей со своими языками. Офигенная республика. 
| 0 как же без тупого вопроса про власть?) Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Знаток Всего, так ведь бульварная Liberation, которая тоже хочет поиметь свое на русофобии 
| 2 Обалдеть! В авиастроительной столице Европы появился русский дирижёр, а контрразведка молчит! Раскрыть всю ветку (7 сообщений в ветке) 
| -28 liova01, Тулузу они давно сдали. 
| 0 liova01, заметим, что не просто русский дирижёр, а пропутинский (выступал перед Путиным), да еще с палочкой. 
| 0 GreyCat, Кавказ завоёвывает Кавказ. Дирижёры захватывают плацдармы для высадки кадырцев! Там всё продумано! Кадыров им, под видом обиженных боевиков, немеряно бойцов отправил. 
| 0 Дирижёры захватывают плацдармы для высадки кадырцев! ------------ liova01, какие кадырцы? Там уже группа зеленых тромбонистов захватывает коммуникации. Вежливая скрипичная группа перепиливает провода, заводы и пароходы. И все ждут ударную группу. 
| 0 GreyCat, Интересная мысль! Ранцевый фугас в футляре виолончели? Чтобы в кабельный коллектор заложить... Слышал, что спецназ ГРУ, давеча, готовили к этому. Сильно удобная упаковка. И мощь около 15 килотонн 
| 0 Интересная мысль! Ранцевый фугас в футляре виолончели? ---------- liova01, стратегический ядреный фугас в футляре от контрабаса известно также под названием "дадим контре по басам". :))))) 
| 0 GreyCat, Были боеприпасы в рюкзачном форм-факторе для закладки в подземные коммуникации. Вес, вроде, около 30 кг. 
| 0 а павлуша все мается в бастилии, с дырками в причиндалах Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Колорад, сепарюга и сочинский олимпиец, Его выгнали оттуда! 
| 0 Браво, Туган!
Показать новые комментарии (0)General Violation Fault
liova01
General Violation Fault
aswan37
liova01
liova01
SUSUL
liova01
erny
liova01
liova01
Знаток Всего
GreyCat
liova01
mermoz
GreyCat
liova01
GreyCat
liova01
GreyCat
liova01
Колорад, сепарюга и сочинский олимпиец
liova01
afanasevshirocov
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)