В своем заявлении руководство кинопремии «Сезар» объявило о «полном обновлении» руководства организации.

«В знак уважения перед теми, кто снимал кино в 2019 году, чтобы сохранить спокойствие и убедиться, что фестиваль останется праздником кино, совет директоров Ассоциации продвижения кино (Академия киноискусств и технологий) принял единогласное решение уйти в отставку. Этот массовый уход позволит полностью обновить руководящий состав ассоциации», — говорится в заявлении.

Премия «Сезар» вручается французской Академией искусств и технологий кинематографа с 1976 года и была создана по аналогии с «Оскаром». В течение последнего месяца имиджу Академии был нанесен серьезный удар. 45-я церемония награждения пройдет 28 февраля в Париже в концертном зале «Плейель». В вину академии поставили непрозрачность управления, старомодность ее членов и авторитарное руководство ее президента Алена Терзяна. Он является продюсером 100 фильмов, чей основной успех пришелся на 1980- 1990 годы.

Ошибка президента

Скандал разгорелся из-за ошибки президента академии Алена Терзяна. Месяц назад, накануне приема, посвященного молодым номинантам, «Ассоциация французских режиссеров» сообщила, что Ален Терзян исключил из числа участников торжественного ужина писательницу Виржини Депант. Она должна была сопровождать Жана — Кристофа Фолли, звезду фильма «Слепое пятно», режиссеров Пьера Триведика и Патрика — Марио Бернара. В итоге Жан-Кристоф Фолли отказался от посещения торжественного приема 14 января. Представители «Ассоциации французских режиссеров» заявили также, что от участия в приеме была отстранена режиссер Клер Дени, которая должна была сопровождать французского актера Амаду Мбов, снявшегося в фильме режиссера Мати Диоп «Атлантика», которая стала главным призером Каннского фестиваля 2019 года и номинируется на премию «Сезар». Ален Терзян признался, что допустил промах, принес свои «искренние извинения» и «сожаления», но маховик уже раскрутился.

Этот инцидент произошел в тот момент, когда французский кинематограф столкнулся с социальными проблемами. Речь идет о представленности меньшинств и гендерном неравенстве. В этих вопросах академия сильно отстает.

Академия объединяет на сегодняшний день более четырех тысяч членов, среди которых — представители различных профессий киноиндустрии, которые голосуют за присуждение премий. Состав академии составляет 65% мужчин и 35% женщин, в то время как исполнительные комитет, состоящий из 47 членов, в последние годы практически не обновлялся. В его состав автоматически входят представители киноиндустрии, завоевавшие «Оскар», и еще тринадцать деятелей культуры, выбранных за их вклад в кинематограф. То же самое относится и к совету директоров, в состав которого входят Робер Гедигян, Жиль Жакоб, Тони Маршалл, Даниэль Томпсон и другие. В этом году лидером по количеству номинаций оказался новый фильм Романа Полански «Офицер и шпион». Это только усугубило ситуацию, поскольку режиссер обвинялся в изнасиловании нескольких женщин, и ряд феминистских движений потребовали у академии не голосовать за этот фильм.

Непрозрачность системы

Ален Терзян пытался сохранить свое место до конца. 9 февраля он объявил о намерении добиться «паритета» среди членов академии в течение года.

На следующий день четыреста работников киноиндустрии, являющихся членами академии в открытом письме «Монд», осудили непрозрачность системы, посчитав эти заявления недостаточными. «Нам не давали принимать решения, которые касаются в том числе церемонии награждения и управления академией», — заявили кинематографисты. Они также заявили о «серьезном пересмотре принципов управления ассоциацией и демократических механизмов, которые их обеспечивают».

Таким образом, кинематографисты надеются, что паритетная комиссия сможет избрать лиц, которые будут представлять их в совете директоров. В настоящее время это собрание из 47 членов, которое частично избирает исполнительный совет.

В последней попытке спасти свое место, Терзян объявил о скором прибытии посредника из Национального центра кинематографии для осуществления необходимых реформ. В последние дни давление только увеличилось.

Заявление об отставке руководства академии подтверждает планы модернизации управления: «Совет директоров, который соберется после церемонии 28 февраля 2020 года, сможет принять новый устав академии, который будет разработан с помощью Национального центра кинематографии, и приступить к реализации объявленных мер по модернизации».

«Честно, мы больше не могли, это стало невыносимым. Мы, несколько членов совета директоров, сказали Алену Терзяну, что намерены уйти в отставку. У него не было выбора. Мы сделали это ради пользы кино», — заявил один из членов исполнительного совета киноакадемии на условиях анонимности.

Вечером 13 февраля французский министр культуры Франк Ристер прокомментировал отставку руководства французской киноакадемии в серии твитов. «Академия — частное учреждение, и ее независимость должна быть сохранена».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.