В Большом театре на лицах европейских режиссеров вновь появляется улыбка. Каждый вечер в его стенах собираются певцы, танцоры, музыканты и… зрители. «Театральная жизнь продолжается, несмотря на covid. На фоне закрытых залов в западных странах Москва становится мировой культурной столицей!» — говорит с улыбкой немецкий постановщик Ханс-Йоахим Фрай в премьерный вечер в Большом театре в начале мая.

Он представил в одном из трех залов главного театра Москвы оперы «Дневник Анны Франк» и «Белая роза», напряженные, прекрасные и сильные спектакли, по случаю празднования окончания Второй мировой войны. «Из-за санитарных ограничений бывает непросто, но здесь мы рады возможности нормально работать», — отметил режиссер, чей спектакль в Дрездене был отменен из-за пандемии.

В апреле 2021 года итальянец Стефано Пода представил в Большом театре «Тоску» с собственной постановкой и костюмами. В марте немецкий хореограф Кристиан Шпук организовал здесь премьеру «Орландо», нового балета по одноименному роману Вирджинии Вульф.

«В этом сезоне у нас десять премьер и порядка 600 спектаклей, — с энтузиазмом рассказывает директор отдела специальных проектов Ирина Черномурова. — Для артистов опасно слишком долго жить вне сцены и публики. Мы предпочитаем продолжить представления, несмотря на проблемы с финансовой рентабельностью и на санитарные ограничения».

Российская стратегия коллективного иммунитета

После повторного открытия московских театров в сентябре прошлого года залы — в теории — должны заполняться на 25%, а сейчас — на 50%. Маски и социальная дистанция требуются на словах, но редко на деле. Как в залах, так и за кулисами. Осенью Большой театр чуть не стал рассадником болезни: заразились 150 из 3 500 сотрудников. Кроме того, приехавший для подготовки спектакля Кристиан Шпук подхватил covid-19 и был вынужден провести две недели на карантине.

Ханс-Йоахим Фрай, чьи оперы отложили на год с мая 2020 года, в свою очередь сделал две инъекции российской вакцины «Спутник». В целом, власти сделали выбор в пользу слабых санитарных мер и сделали ставку на стратегию коллективного иммунитета. В условиях пандемии Большому театру помогла одна из его старых традиций: наличие двух групп танцоров и певцов для спектаклей. Поэтому он смог импровизировать, но работа регулярно превращалась в настоящую головоломку.

Как и большинству российских театров, Большому удается работать практически в обычном режиме. Он даже возобновил гастроли по стране, хотя от турне за границей пришлось отказаться.

«Один за другим, все наши американские и европейские партнеры приняли решение о переносе или отмене. Мы решили поставить крест на международной программе до весны 2022 года», — признает Ирина Черномурова. Но в следующем сезоне она мечтает возобновить традиции, побывать с гастролями в Париже и Тулузе…

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.