Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проблемы климата решаются не только на саммитах

© AFP PHOTO/Ronaldo SchemidtИтоги саммита в Канкуне
Итоги саммита в Канкуне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Итоги саммита в Канкуне легко способны разочаровать: он не приблизил нас к подписанию международного соглашения по борьбе с изменением климата. Несмотря на международный консенсус относительно угрозы, которую несет глобальное потепление, и необходимости немедленных действий, краткосрочные национальные интересы все равно для многих оказываются важнее долгосрочного общего блага.

Итоги саммита в Канкуне легко способны разочаровать: он не приблизил нас к подписанию международного соглашения по борьбе с изменением климата. Несмотря на международный консенсус относительно угрозы, которую несет глобальное потепление, и необходимости немедленных действий, краткосрочные национальные интересы все равно для многих оказываются важнее долгосрочного общего блага.

К счастью, лидеры мирового бизнеса готовы, не колеблясь, действовать самостоятельно, а сотрудничество на региональном уровне, в частности, между Россией и Китаем, показывает, что у мира еще есть воля бороться с изменением климата.

За пределами международной арены существуют серьезные причины для оптимизма. Предприниматели сокращают потребление энергии, не дожидаясь международных соглашений. Правительства по всему миру тщательно пересматривают имеющиеся у них источники энергии и генерирующие мощности. Соединенные Штаты ассигнуют 66 миллиардов долларов на разработку и введение в строй альтернативных видов источников топлива. Европейский Союз надеется к 2020 году получать 20% энергии из возобновляемых источников. Китай выделил 47 миллиардов долларов на развитие экологически чистой энергетики и рассчитывает с помощью субсидий и иных финансовых инструментов привлечь инвестиции в отрасли ветроэнергетики и солнечной энергетики.

Дать возможность Китаю развивать свою экономику, не увеличивая кардинально выбросы углекислого газа, жизненно необходимо, чтоб обуздать изменение климата. Несмотря на то, что по выбросам на душу населения он по-прежнему сильно отстает от Америки, по общему уровню выбросов Китай ее обогнал и сейчас занимает первое место в мире.

Однако и здесь есть повод для оптимизма: Китай прекрасно осознает проблему. Он уже пообещал - в рамках своих попыток начать климатические переговоры после Киотского протокола – заметно (по максимуму на 45%) снизить к 2020 году выбросы на единицу ВВП.

Для этого Китай модернизирует и заменяет старые угольные электростанции. Он также лидирует в области уловления двуокиси углерода. Кроме того, Китай опередил мир, в последнее время вновь начавший проявлять внимание в атомной энергетике как к надежному, экологически чистому и безопасному источнику энергии, и сейчас строит больше АЭС, чем все остальные страны вместе взятые.

Впрочем, из всех экологически безопасных источников энергии самым многообещающим нужно считать гидроэнергетику. В прошлом году потребление гидроэлектроэнергии росло быстрее, чем потреблении энергии из других источников. Благодаря таким крупным проектам, как «Три ущелья», ГЭС приносят Китаю уже 16 % потребляемой им электроэнергии. Эту цифру ему предстоит сильно увеличить, поэтому, помимо строительства новых электростанций, Китай сейчас смотрит через границу в сторону России, надеясь, что она поможет ему удовлетворить потребность в экологически чистой энергии.

Россия обладает одними из самых больших незадействованных гидроэнергетических ресурсов в мире. Вдобавок самым крупным потенциалом в России для развития гидроэнергетики обладают Сибирь и российский Дальний Восток, расположенные близко к азиатским рынкам.

У правительств России и Китая большие амбиции в области энергетического сотрудничества. В ближайшие десять лет энергетический экспорт из России в Китай должен, как ожидается, возрасти в 60 раз. Чтобы с толком распорядиться этой энергией, Китай сейчас инвестирует сумму, эквивалентную 250 миллиардам долларов, в модернизацию своей электроэнергетической системы.

Так как энергетические цены в Китае в ряде случаев превышают российские в три раза, у двух стран есть убедительные причины для делового сотрудничества. Идущие в Китае дебаты о введении внутренних квот на выбросы делают энергию российских ГЭС еще более привлекательной.

Однако, хотя правительства могут устанавливать смелые цели, достигать их все равно приходится бизнесу. Недавнее соглашение между входящей в EN+ Group компанией «ЕвроСибЭнерго» и крупнейшей в Китае котирующейся на бирже гидроэнергетической корпорацией China Yangtze Power по развитию в России гидроэнергетических проектов демонстрирует, что определенный прогресс в этом вопросе уже достигнут.

Разумеется, это ни в коем случае не единственный пример масштабного международного сотрудничества в этой области. Евросоюз рассматривает проект гигантской энергетической сети, которая позволит континенту пользоваться солнечной энергией, поступающей из Северной Африки. Канадская компания Manitoba Hydro и компания из США Minnesota Power также объединяют усилия, чтобы обеспечить Америку гидроэлектроэнергией. Существуют планы по поставкам монгольской ветровой энергии в Южную Корею и в Японию. Все это, безусловно, способно несколько разогнать навеянную Канкуном мрачность.

Мы должны продолжать добиваться подписания общемировых договоренностей по климату, однако прогресс в области борьбы с изменением климата на местах, к счастью, идет быстрее, чем международные переговоры.

Олег Дерипаска возглавляет российскую горнодобывающую, металлургическую и энергетическую группу компаний EN+ Group и входит в рабочую группу Всемирного экономического форума по экологически чистой экономике.