Раздалась барабанная дробь. Затем, под торжественную музыку, над собравшимися внизу почетными гостями проплыл сверкающий серебряный корпус автомобиля. Российский министр Владимир Путин, чешский министр иностранных дел Ян Когоут (Jan Kohout) и российский посол в Берлине Владимир Котенев смотрели на новую сборочную линию Volkswagen с глубоким восхищением.


Путин, обычно на людях подчеркивающий свое пристрастие к классическим советским машинам, вышел к микрофону и назвал происходящее «очень приятным и торжественным событием». Премьер-министр пролетел 200 километров на вертолете до находящегося к югу от Москвы города Калуги, чтобы отдать дань уважения германскому концерну Volkswagen, только что расширившему производство в России.


Volkswagen - автопроизводитель № 1 в Европе и № 3 в мире - открыл в России завод с «полным циклом производства». Создан был завод еще в 2007 году, но до вторника на нем велась лишь крупноузловая сбока из поступающих из-за рубежа комплектующих. Сейчас в Калуге разместилась вся производственная цепочка. «Мы уже занимаем третье место на российском рынке, - торжественно объявил председатель правления VW Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn). – Однако этого недостаточно».


Со сборочной линии в Калуге должны сходить 150 000 автомобилей в год; в организацию ультрасовременного производства компания вложила 570 миллионов евро. К следующему году завод, площадь которого составляет 400 гектаров, будет давать работу 3 000 рабочих, причем не исключено, что он будет расширяться и в дальнейшем. Производиться на нем будут в основном автомобили из линеек компаний VW и Skoda. Volkswagen рассчитывает, что производство в Калуге станет плацдармом, с которого начнется завоевание российского рынка.


Продажи VW растут несмотря на серьезный спад на российском рынке


До последнего времени на российском рынке Volkswagen заметно отставал от конкурентов. В России уже действуют заводы корейской компании Hyundai и японской Toyota, в 2002 году свой завод в Санкт-Петербурге открыл Ford. В прошлом году каждый из крупных конкурентов продал в России примерно по 200 000 автомобилей, а Skoda и VW ограничились относительно скромной цифрой в 50 000 каждый.


Сейчас, судя по всему, ситуация меняется. Несмотря на глобальный экономический кризис, VW заявляет, что за первые девять месяцев этого года он продал в России 72 000 автомобилей, более чем в два раза – с 3,2 до 6,6 процентов – увеличив свою долю на в остальном сокращающемся рынке.


В последние месяцы Volkswagen всячески старается завоевать расположение русских. Компания предоставляет 3 000 автомобилей для Олимпийских игр 2014 года в Сочи, а в сентябре было объявлено, что она станет одним из официальных спонсоров Олимпиады. С прошлой весны VW выступает в качестве основного спонсора российской сборной по футболу.

 

Завоевывая сердца и кошельки россиян


Во время решающего отборочного матча чемпионата мира-2010 между Россией и Германией, прошедшего в начале октября, концерн не скрывал, кого он поддерживает, увешав всю Москву плакатами «10 октября мы болеем за Россию!».


В Калуге VW также пытается позиционировать себя в качестве местного автопроизводителя. Перед выступлением Путина, компания продемонстрировала рекламный фильм, в котором фигурировали золотые купола православных церквей, березовые рощи, русские красавицы и последние достижения немецкой компании.


Volkswagen давно считает Россию перспективной страной. До того, как ее подкосил кризис, российская экономика была на подъеме. В перспективе Россия могла обогнать Германию и стать крупнейшим рынком автомобилей в Европе. Несмотря на суровость кризиса от российского рынка все равно ожидают многого.
Правительство Германии и работники немецких заводов Opel даже надеются, что российский рынок сможет спасти компанию. Opel, сейчас являющийся подразделением General Motors, вскоре должен быть продан консорциуму, в состав которого входя австрийско-канадский производитель автокомплектующих Magna, российский «Сбербанк» и российский автопроизводитель «ГАЗ». Германские аналитики рассчитывают, что с помощью своих российских партнеров в Москве и в других частях страны «новый Opel» скоро сможет продавать в России по 700 000 машин в год. У Volkswagen не менее амбициозные планы: уже на следующий год компания собирается продать в России 300 000 автомобилей.
Немецкие эксперты по автомобильной промышленности считают планы Opel чистой фантастикой, однако у VW, по их мнению, есть серьезные шансы достигнуть поставленной цели.


Дешевые автомобили для российского рынка


«VW выпускает крайне дешевые модели для стран с развивающейся экономикой – таких как Россия. Если производство будет размещаться в стране, будет снят вопрос о таможенных пошлинах, заметно влияющих на цены», - считает московский представитель консалтинговой фирмы Simon Kucher & Partners Дмитрий Шароватов. Разумеется, от проблем с таможней компания все равно никуда не денется. «Однако мы уже сейчас видим, что вокруг калужского завода растет сеть поставщиков», - отмечает Шароватов.


«Мы просто предлагаем лучшее соотношение цены и качества. Покупателям наше качество нравится», - говорит директор по продажам VW Детлеф Виттиг (Detlef Wittig), которому, по его словам польстил интерес Путина к новому заводу. «Он смирился с тем, что мы здесь даже не говорим о передаче технологий, - заявил он. – Мы и без того кое-что делаем для модернизации российской экономики».


В итоге могущественный глава российского правительства задержался на церемонии открытия дольше, чем планировалось. Он сфотографировался рядом с внедорожником VW Tiguan и заявил, что доволен отечественным автопроизводством. Представители Volkswagen из штаб-квартиры компании в германском Вольфсбурге также, судя по всему, нашли в своих душах нечто русское. «Сегодня, - сказал глава VW Винтеркорн, - в России мы считаем себя местным автопроизводителем».