Глава второй по величине авиакомпании в России Трансаэро вмешалась в конфликт между правительством своей страны и компанией Luftgansa. Ольга Плешакова критически относится к тому, что правительство пригрозило лишить права приземления компанию Austrian Airlines (AUA) после того, как она будет поглощена германским лидером рынка.

 

«Межправительственные соглашения, регулирующие воздушные перевозки, - это наследие прошлого», заявила Плешакова в интервью Financial Times Deutschland. Этот «устарелый  образ действий», по ее мнению, не имеет ничего общего с современной экономической практикой. «Этот образ действий, приводящий к вмешательству в права собственности авиакомпаний и ограничивающий предпринимательскую активность, следует пересмотреть», подчеркнула она.


Трансаэро сотрудничает с AUA в рамках так называемого соглашения Codeshare, на основании которого обе авиакомпании совместно предлагают билеты на рейсы в Вену. Это партнерство приносит российской авиакомпании дополнительную прибыть, поэтому призыв Плешаковой не лишен определенной корысти. Конечно, она часто открыто выступает со своей позицией в стране, в которой менеджеры обычно воздерживаются от критики в адрес правительства.


Однако 43-летний генеральный директор как в личной, так и в деловой жизни несется на гребне волны успеха. Плешакова – единственная женщина в мире, возглавляющая авиакомпанию, -  уже много раз получала награды в России и признавалась менеджером года. Российский президент Дмитрий Медведев внес ее в свою «Золотую сотню» - crème de la crème (фр.: сливки – прим. пер.) российских руководителей, имеющих шанс перейти на работу в государственный аппарат.


Во время экономического кризиса другие российские авиакомпании оказались на грани банкротства, тогда как Трансаэро удалось  увеличить количество пассажиров с 4,8 миллиона до 5 миллионов.  Лидер рынка Аэрофлот перевозит 9 миллионов пассажиров. Трансаэро – это единственная российская частная авиакомпания, и она смогла в 2009 году на сильно сегментированном внутреннем рынке добиться роста на 70 процентов, а ее дола на рынке превысила 20 процентов. Помимо этого у авиакомпании есть и международные маршруты, а ее самолеты из главных центров в Москве и Санкт-Петербурге летают в 80 пунктов назначения в Азии, Африке, Северной Америке и Европе, в том числе в Берлин, Франкфурт и Мюнхен.


Доходы большинства авиакомпаний в этом стране рухнули или вообще обнулились,  тогда как чистый доход Трансаэро увеличился со 109 до 400 миллионов рублей (9 миллионов евро). «На российском рынке мы уже работаем 18 лет, и поэтому мы уже накопили огромный опыт относительно того, как надо переживать кризис, - отметила Плешакова. – Кризисы 1998-1999 годов и 2001 года научили нас тому, как нужно приспособить предприятие к различным направлениям».


Ее муж Александр Плешаков  основал компанию Трансаэро в конце 1990 года. Доступ в эту отрасль он получил через своего отца –бывшего советского министра воздушного транспорта Петра Плешакова, умершего в 1989 году. Его жена познакомилась с ним еще в десятом классе школы, затем они вместе учились в Московском авиационном институте. Супруги Плешаковы со своими 33 процентами акций являются крупнейшими владельцами Трансаэро. Часть акций принадлежит акционерному обществу под названием Трансаэро Финансы. Пакет с приблизительно 6,5 процентами акций принадлежит члену  совета директоров и  индивидуальному предпринимателю Льву Хасису. Сам Александр Плешаков возглавляет контролирующий орган предприятия.


Этот семейный клан, развивая Транаэро, оторвался от оставшейся части российской воздушной отрасли.  В отличие от большинства остальных конкурентов, Трансаэро не отпочковалась от развалившегося советского Аэрофлота. Поскольку устаревшее российское самолетостроение полностью остановилось, компания вынуждена были приобретать самолеты у иностранных производителей.  В настоящее время она располагает 44 самолетами Boeing, и это крупнейший парк самолетов этой фирмы в Европе. 

 

«Модернизация  парка самолетов проводится и во время кризиса», подчеркнула глава Трансаэро. Пока ничего хорошего из взаимодействия с российскими авиастроителями не получилось. Три года назад Трансаэро заказала у государственного холдинга ОАК (Объединенные авиастроительная корпорация) семь самолетов Туполев 214, однако пока поставлено только три.


Барьеры для своего развития глава Трансаэро видит в ограничительном праве воздушных перевозок в Европе, которые также осложняют партнерство с AUA. «Мы не перестаем удивляться тому, что, несмотря на всеобщую либерализацию в рамках общего воздушного пространства, существует еще много соглашений между Россией и странами ЕС, которые ограничивают количество авиакомпаний для каждой страны», отметила Плешакова. От этих ограничений, по ее мнению, не получают выгоду ни пассажиры, ни предприятия отрасли, ни сами государства.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.