Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Nabucco и South Stream меряются силами в Австрии

Трубы для строительсва газопровода Норд Стрим (Nord Stream) прибыли в Швецию
Трубы для строительсва газопровода Норд Стрим (Nord Stream) прибыли в Швецию
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Борьба между Nabucco и "Южным потоком" невыгодна Европе; может быть, с началом строительства газопровода из Туркмении в Китай Европа поймет, что это именно так, после того, как в течение долгого времени основной проблемой в Европе считали возможности сооружения газопровода без участия России.

"Газпром" планирует в ближайшем будущем завершить переговоры с Австрией по газопроводу "Южный поток" и подписать межправительственное соглашение, заявил 19 января председатель правления российской газовой монополии Алексей Миллер. «Это неудивительно: с самого зарождения идеи проекта "Южный поток" "Газпром" рассматривал Австрию в качестве одного из самых важных потенциальных партнеров», -  заметила 20 января Татьяна Митрова, руководитель московского Центра изучения мировых энергетических рынков, в интервью с журналистом издания New Europe. «Причиной тому является, главным образом, хорошо развитая газовая инфраструктура Австрии (на территории которой располагается газовый центр Baumgarten и подземное газохранилище). Еще один довод в пользу партнерства Вены – открытие здесь новой газовой биржи, в которой предусматривается участие "Газпрома"», - полагает Татьяна Митрова.

«Российско-австрийские отношения и переговоры по газу имеют долгую историю. Их развитие шло разными путями. На настоящий момент позиции Австрии в переговорах в какой-то мере ослабли, а Россия, напротив, стала сильнее, что обусловлено, прежде всего, подписанием последнего межправительственного соглашения между Россией и Словенией. Обеспечив договоренность со всеми странами, через которые проходит трасса газопровода "Южный поток", Россия получает возможность выхода на итальянский рынок в обход Австрии. Однако сооружение второй ветви газопровода "Южный поток", идущей в Австрию, могло бы изменить ситуацию. Впрочем, и в этом случае все неоднозначно: одно дело, если новая ветка станет полномасштабной газовой магистралью, и совсем другое, если это будет небольшое ответвление, предназначенное для покрытия собственно австрийских нужд», - заметила Митрова.

Постоянные отсрочки и отсутствие определенности в отношении газопровода Nabucco не прибавили веса позиции Австрии на переговорах. «Разговоры продолжаются и, как мне кажется, российская сторона проявляет себя в высшей степени конструктивно. До сих пор неясно, собирается ли Австрия принимать участие в проектах "Южный поток" и Nabucco. Для страны в целом участие в двух проектах не просто укрепило бы ее позиции как страны-транзитера (для газа, идущего в Европу), но поставило бы ее в положение одного из ведущих газовых узлов в Европе, со всеми вытекающими отсюда благоприятными последствиями», – продолжает Татьяна.

Другое дело - австрийские компании. «Они вряд ли захотят участвовать в обоих проектах одновременно, ведь их заботит главным образом длительность периода окупаемости. А в этом смысле проект Nabucco, с его неопределенной ресурсной базой, представляющей давнюю проблему, выглядит более рискованным», - заявила Митрова.

Россия надеется завоевать поддержку Австрии в отношении проекта "Южный поток". Источник из австрийского министерства экономики рассказал в интервью New Europe, что австрийское и российское правительства в настоящее время ведут переговоры о межправительственном соглашении, однако дата подписания договоренности пока не назначена. В ноябре Совет Австрии выдал мандат для ведения переговоров. «Теперь мы можем заявить, что ведем официальные переговоры, это уже достижение», - полагает источник.

Константин Симонов, директор независимого фонда национальной энергетической безопасности в Москве в интервью New Europe 20 января отметил, что, с учетом роста европейского потребления, оптимальным решением стало бы объединение Nabucco и "Южного потока" в один проект. По его мнению, Европе понадобится увеличить объем поставок газа. «Борьба между Nabucco и "Южным потоком" невыгодна Европе; может быть, с началом строительства газопровода из Туркмении в Китай Европа поймет, что это именно так, после того, как в течение долгого времени основной проблемой в Европе считали возможности сооружения газопровода без участия России», - утверждает Симонов. «В последние годы мы наблюдаем серьезную борьбу между Россией и Европой, между "Южным потоком" и Nabucco, а Китай в это время – без конференций, споров и статей в средствах массовой информации – просто строил. Строил и строил, и теперь строительство этой линии завершено. Мы все еще сражаемся, а китайцы уже построили свою линию» - продолжает он.

«Мы должны забыть о битве между Nabucco и "Южным потоком", бывшей одним из основных событий в энергетическом секторе Европы в 2008-2009 гг.», - предлагает Константин Симонов, призывая к энергетическому сотрудничеству на юге Европы. «Россия, например, могла бы построить газопровод в Турцию, и можно было бы объединить его с Nabucco и разрешить Nabucco брать дополнительно определенный объем газа из Азербайджана» - заметил он. «Nabucco хочет показать, что газ есть, и предлагает множество странных решений. Я, например, думаю, что идея покупать газ у Египта довольно нехороша, ведь Израиль полагает, что Египет – основная угроза энергетической безопасности Израиля; однако Европа стремится к покупке газа у Египта, что создает значительный  политический риск. Иран – еще одна идея такого же рода, и тут тоже политический риск весьма велик», - полагает Симонов. «Лучше всего было бы объединить "Южный поток" и Nabucco, и мы могли бы вернуться к идее строительства газопровода в Турцию. Конечно, с Турцией тоже могут возникнуть проблемы, и она способна стать второй Украиной», - продолжил свою мысль Симонов, указав в дополнение, что Анкара может начать шантажировать Россию и Европейский Союз, если Турция станет монопольным транзитером для всех газопроводов на юг Европы.

Он отметил, что и ЕС, и Россия стремятся обезопасить поставки газа из Азербайджана – ЕС – чтобы обеспечить первый этап Nabucco, а Россия – таким образом, чтобы иметь возможность блокировать Nabucco  «Европа уже совершила все эти ошибки, и теперь их повторяет Россия, когда "Газпром" собирается покупать весь газ с месторождения Шах-Дениз. "Газпром" хочет заплатить Азербайджану очень высокую цену. Азербайджан будет использовать эту ситуацию, чтобы шантажировать Европу, шантажировать "Газпром", и именно поэтому это соперничество выгодно Азербайджану, но не России и не Европейскому Союзу. Мы будем расплачиваться с Азербайджаном по очень высоким ценам, и Азербайджан сможет зарабатывать огромные деньги. Для России это не очень хорошая ситуация. Но почему мы стремимся покупать газ именно здесь? Потому, что собираемся бороться с Nabucco, - утверждает Симонов. – Вот почему я полагаю, что и европейцы, и Россия совершают ошибку, продолжая считать газопроводы "Южный поток" и Nabucco конкурентами».

Но сегодня отношения между ЕС и Россией, по красноречивому определению вице-президента комитета Европейского парламента по вопросам промышленности, научных исследований и энергетики Анни Подимата (Anni Podimata) напоминают «электрокардиограмму». « И Россия и ЕС должны работать над улучшением своих отношений», отмечает в своем интервью New Europe 22 января.