Фантастическая прибыльность заманивала немецкие строительные фирмы на Восток, однако с наступлением финансового кризиса образовавшийся в России пузырь в области недвижимости лопнул. Количество заказов у немецких фирм по-прежнему находится на кризисном уровне. Новый строительный бум пока не ожидается.

 

Тот, кто хочет заработать на российском строительном рынке, должен в настоящее время быть готовым к тому, чтобы много перемещаться по стране – как это делает Том Шмидт (Tom Schmidt). Глава российского отделения компании Hochtief раз в две недели летает во Владивосток, расположенный на расстоянии девяти часов полета к востоку от Москвы. Через два года российское правительство будет принимать там совещание в верхах АТЭС. До этого срока компания Hochtief должна построить там авиатерминал стоимостью в 100 миллионов евро.

В недавнем прошлом строительство регионального аэропорта было бы мелочью для концерна из немецкого города Эссена. После того, как кризис поставил всю отрасль на колени, строительство терминала во Владивостоке стало одной из важнейших позиций в списке заказов компании Hochtief. Улучшение ситуации пока не ожидается.  Хотя российская промышленность и вырастет в этом году по меньшей мере на четыре процента, в строительстве все довольны уже стагнацией  и пребыванием на низком прошлогоднем уровне. Согласно официальной статистике,  объем выполненных строительных работ в России с января по май 2010 года был на 5,1 процента ниже и без того слабых показателей прошлого года. Хотя это отставание к середине года постепенно сокращается, строительную отрасль в этом году не ожидает ничего другого, кроме как уровень безубыточности или так называемый  «черный ноль».

Руководитель российского отделения компании Knauf - производителя гипса из Нижней Франконии - Герд Ленга (Gerd Lenga) не прочь поупражняться в самоиронии: «Где есть высокие вершины, существуют и глубокие впадины». Финансовый кризис в России, привел к тому, что пузырь в недвижимости лопнул. По его мнению, не следует забывать о том, что раньше в этой области можно было получить фантастическую прибыль.  «Однако новый бум не ожидается, - подчеркивает Ленга. – На докризисный уровень мы сможем выйти не раньше, чем через два-три года».

Упоминавшийся уже бум наблюдался в первую очередь в промышленном строительстве, и это способствовало еще большему раздуванию пузыря. В настоящее время многие проекты заморожены, новых практически нет, и это наносит ощутимый удар по отрасли. Причиной этого являются проблемы с кредитами. Хотя российские банки и имеют большое количество  ликвидности, выдают они их крайне неохотно, и особенно это касается строительства, так как еще никто на забыл глубокого падения этой отрасли. Бедственное положение в строительстве привело к тому, что строительная отрасль в первые месяцы этого года была загружена только наполовину. Эта стагнация затрагивает всю цепочку создания продукта, начиная от таких производителей стройматериалов как Heidelberg-Cement и Knauf и кончая архитекторами, строительными подрядчиками и фирмами, торгующими недвижимостью.

Государство действительно хотело оказать помощь. Как бы там ни было, глава российского правительства Владимир Путин обещал до 2013 года направить на строительство жилья внушительную сумму в 31 миллиард евро в виде кредитов и инвестиций. Однако в первые четыре месяца этого года на эти цели было перечислено только 1,7 миллиарда евро. Правительство сильно отстает от намеченного плана. Единственный светлый момент – это частное строительство жилья. Частные лица вновь стали усиленно вкладывать накопленные средства в ремонт. Денег для этого предостаточно, так как экономика восстановилась. «Частные застройщики, занимающиеся строительством жилья, - это в настоящее время наши лучшие клиенты».

Однако объемы продаж на рынке строительных материалов слишком малы для того, чтобы загрузить все мощности. «Во времена бума мы инвестировали средства, ориентируясь на спрос, но теперь мы сталкиваемся с избыточными мощностями в районе 20 процентов», отмечает Ленга. Исходя из производственно-экономических соображений, он должен был бы закрыть одну или две стройплощадки  из своих 14, расположенных  в России, однако «по  политическим и социальным причинам» сделать это невозможно. Ленга знает – если он сейчас выбросит белое полотенце и остановит проекты, то в будущем при реализации своих планов развития он уже не сможет надеяться на поддержку губернаторов в регионах или правительства в Москве.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.